Помните ехидный стишок "Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою"? Я, почему-то, всегда его вспоминаю, когда вижу несвойственные для какой-то местности предметы и задаюсь одним и тем же вопросом: "А как оно сюда попало?".
Вот и когда экспедиция "На Север!" прибыла с Соловецких островов прямиком в Вытегру (до которой от ближайших морей 400 и 500 километров), обнаружила на местной речушке настоящую дизельную подводную лодку, появился вопрос: "А какого...? Что она тут делает?"
За этим вопросом мы и отправились внутрь субмарины...
Вытегра - ничем особо не примечательный городок, центр Вытегорского района. Неподалёку Онежское озеро, с живописными берегами, кемпингами и турбазами.
Население около 10000 человек, основное занятие - Лесопильный деревообрабатывающий комбинат, как и повсюду на Севере, да обслуживание шлюзов Волго-Балтийского водного пути.
Приехали, поселились в гостинице (хостеле) "Якорь", на самом центральном проспекте Ленина. Несмотря на внешний вид, внутри, кстати, очень чисто и уютно, современный ремонт. Общая, большая кухня, просторные номера. Есть душевая, правда, сразу на несколько человек, как в лагере.
Заселились и рванули с
vladsokolovsky и
udikov искать, чего бы интересного снять на закате, пока остальные пельмени варят.
Доехали до самых шлюзов.
И ничего интересного не нашли. Однако, Саше
udikov Вытегра сразу как-то понравилась - он большой любитель маленьких городков :)
Так что же привлекает в Вытегру ежегодно тысячи туристов, что заставляет большие суда, проходящие шлюзы, делать тут длительную остановку и высаживать пассажиров?
И что заставило включить Вытегру в наш маршрут экспедиции? Ответ уже виден на этой фотографии!
Нам, проехавшим вдоль побережья Белого моря, побывавшим в Архангельске и Северодвинске, на самом заводе "Севмаш", так и не удалось нигде увидеть вблизи ни одной подводной лодки, не удалось побывать на самой большой из них - "Акуле". И вот, отъехав от моря на 500 километров, среди Вологодских лесов, озёр и рек мы находим...
...подводную лодку! Настоящую, дизельную, с богатым прошлым. Называется она Б-440, проект 641, тип - большая торпедная подводная лодка, предельная глубина погружения - 400 м, автономность плавания - 90 суток, экипаж - 80 человек.
И пусть даже это музей, мы можем с гордостью говорить, что всё же побывали в подводной лодке, и она стала нашим седьмым видом транспорта за экспедицию, после автомобиля, поезда, самолёта (для некоторых участников), речного парома, морского теплохода и велосипеда!
Но как она тут оказалась, спросите вы?
Да всё просто - притащили из Кронштадтского морского завода через Ладожское и Онежское озеро, как ходят тут и другие теплоходы.
Правда, пришлось перед этим в Вытегорском заливе произвести дноуглубительные работы - необходимое условие для приема судна, которое ошвартовалась у береговой черты.
"Но зачем и почему она тут?", - будете мучить вопросами вы. Ответ опять на фотографии:
Просто адмиралы, командовавшие в разное время этой подлодкой, были выходцами из Вытегорского района.
В 1998 году лодку списали в утиль, и в 2003-м решили не резать её на иголки, а превратить в музей. Что и сделали, при инициативе председателя Вологодского Морского собрания капраза Александа Штурманова и вологодского губера Вячеслава Позгалёва.
Таким образом, немного спасли городок от забвения - музеев-подлодок в России не так уж и много, да и те, что есть, находятся довольно далеко от центра страны (Владивосток, Калининград, Североморск).
При переоборудовании в музей, из подлодки много чего вырезали, чтобы освободить пространство. Расширили переходы между отсеками.
Но всё равно оставшееся оборудование даёт понятие о прелестях службы подводников тех лет.
За отдельную плату можно нанять экскурсовода, и он вам всё расскажет и покажет.
Нам же, бывалым, и так было всё понятно.
Занято!
Шконки в кормовом торпедном отсеке:
Вооружение Б-440 - 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата калибра 533 мм, 22 торпеды или 32 мины.
У лодки интересная история.
Построили её в Ленинграде и спустили на воду 16 сентября 1970 года. Выполняла боевые задачи в Средиземном море, в Баренцевом и Норвежском морях, в Северо-Восточной Атлантике.
Интересный случай произошёл с лодкой в январе-июле 1988 года, когда она осуществляла групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО совместно с Б-396 «Новосибирский комсомолец» и Б-401 «Новосибирск». 12 августа 1989 года на глубине 80 метров Б-440 попала в трал норвежского рыболовецкого траулера «Орион» к юго-востоку от острова Медвежий. Сеть была снята силами личного состава судна, позднее лодка ушла в подводное положение, при переговорах голосом капитан национальную принадлежность скрыл. Основными причинами происшествия признаны безграмотное маневрирование и неоправданное сближение с целями.
Из трёх лодок, участвующих в тех манёврах, две уже стали кораблями-музеями - эта, Б-440 и Б-396 «Новосибирский комсомолец», которую сейчас можно посмотреть в Москве, в Тушино.
Мне понравилась Б-440 тем, что она максимально открыта для посещения - залезай, куда хочешь.
А не понравилась тем, что в неё напихали.
Ну какая палатка в подлодке, вы чего? Понятно стремление организаторов устроить музей-памятник ВОВ в одном месте, но всё же...
Манекены как и везде в музеях.
Б-440 стала седьмой подлодкой, в которой я побывал или стоял рядом.
До этого был в:
К-388 "Петрозаводск", проекта 671 (действующая) (Западная Лица или Заозёрск).
"Звериная" дивизия" в Гаджиево (действующие) К-21, Лунинская подлодка, атаковавшая немецкий линейный корабль "Тирпиц" (прообраз из фильма "Конвой PQ-17") (Североморск)
С-56, самая результативная подлодка в ВОВ (Владивосток).
Подводная лодка «Б-413» в Калининграде.
Подводная лодка ВМС Испании S61, "Delfin" (Торревьеха).
Секретный объект № 825 Надо еще в московской, питерской и тольяттинской побывать. Какие еще музейные подлодки в России есть?
Наш сайт:
naseverexp.ruНаш хештег: #naseverexp
Группы:
ВКонтакте в Facebook в Инстаграм Экспедиция проводится при поддержке:
Правительство Ульяновской области
http://www.ulgov.ru/ Правительство Архангельской области
http://www.dvinaland.ru/ Дирекция Чемпионата мира по хоккею с мячом 2016
http://bandy2016.ru/ http://ulrgo.ru/ Главный партнёр экспедиции:
Мобильный партнёр:
Партнёр экспедиции:
http://www.uaz.ru/
https://ulyanovsk.megafon.ru/
Русский берег - берег отдыха для православного человека Партнёры экспедиции:
http://sutochno.ru/
Крупнейший крытый картодром в России
Наш видеорегистратор Соорганизаторы экспедиции:
http://ul.kp.ru/
Программы для сисадминов
http://www.10-strike.com/rus/ http://reklama.a-zza.ru/ Информационные партнёры:
http://www.livejournal.com/ Открой планету заново http://rustur.ru/
http://akuaku.ru/