В Крым на авто: Часть 6. Балаклава

Aug 14, 2012 16:16

Предпоследний день своего пребывания в Крыму мы решили посвятить поездке в Севастополь, по пути заехав в Балаклаву.

Первый раз об этом городе я узнал в далеком детстве, услышав его название в фильме "Мистер Питкин в тылу врага". Кто смотрел, тот наверняка помнит сцену с гнусавым радистом: "Балаклава, Балаклава, вы меня слышите или вы меня не слышите?". Думаю, сценарист не случайно выбрал этот город, ибо его название звучит довольно подходяще для комедии :) Однако, история этого города отнюдь не юмористична.




Начну с парочки путевых фотозарисовок. Дорога из Ялты в Севастополь просто удивительно живописна! Приходилось прилагать немалые усилия, чтобы не отвлекаться от вождения. Однако в некоторых местах творческий порыв пересиливал и приходилось останавливаться :)



Покрытие просто отличное и весь путь можно наслаждаться дорогой.

На одном из поворотов открывается изумительный вид на г. Куш-Кая и бухту Ласпи:





Приехав в Балаклаву, немного заблудились, и не без помощи местных нашли дорогу к первой цели нашего визита:



Впервые Балаклава упоминается у Гомера как Ламос ("Одиссея"). Однако, время наиболее хорошо сохранило следы бытности этого города в период Генуэзской колонии. Именно в 1357 году генуэзцы отбили у татар поселение и построили тут крепость Чембало.





Крепость была заложена на горе Кастрон, расположенной у восточного входа в бухту. На вершине утеса находился Город святого Николая - цитадель, окруженная с одной стороны обрывом, а с другой мощными стенами с восемью башнями, причем две башни стояли особняком и не были соединены со стенами. Внутри цитадели находился консульский замок-башня (предположительно около 15 м в высоту), массария (таможня) и церковь, которая, вероятно, служила усыпальницей знатных жителей. Консул избирался в Генуе сроком на год и являлся главной исполнительной и судебной власти города, он также вместе с кастеляном Замка святого Николая был начальником гарнизона, состоявшего из 40 арбалетчиков. Личной гвардией консула, по-видимому, были несколько татарских кавалеристов.



На склоне горы находился Город Святого Георгия, в котором жила большая часть горожан - ремесленники, торговцы, рыбаки. Нижний город был также окружен стенами с шестью башнями, а с юга был защищен ещё и обрывом. Внизу, под горой, в бухте, размещался порт и рынок.



В 1460-х годах укрепления Города святого Георгия были перестроены, а в юго-восточном углу была воздвигнута цитадель с мощной башней-донжоном, которая находилась в одной из самых высоких точек, на вершине утеса, и на сегодняшний момент сохранился на полную высоту (около 20 м). Донжон имел три яруса: первый был занят цистерной с водой, второй этаж был жилым (там сохранились остатки камина), третий ярус занимал дозор, не исключено, что донжон также использовался как маяк. Вода в цистерну поступала по глиняному трубопроводу из источника Кефало-Вриси, который находится в верху одноименной балки, на горе Спилия; источник до сих пор используется для водоснабжения Балаклавы. Такая же цистерна для сбора воды, вероятно, находилась в нижнем ярусе консульской башни.



С 2004 по 2007 годы на башне проводились реставрационные работы. В ночь с 16 на 17 июля 2008 часть башни-донжона обрушилась после сильного ливня. Имеется другое мнение по поводу обрушения части башни: «Башня простояла довольно долго и не могла обрушиться после ливня, какой бы сильный он не был. В этом виноваты реставраторы, нарушившие структуру и целостность башни!»





Крепость часто использовалась по назначению. Последний раз - в годы Великой Отечественной войны. Памятная табличка на стене одной из башен говорит об этом:



С горы открываются восхитительные виды на море...



... и бухту:





Балаклавская бухта - одна из самых удобных бухт на Чёрном море для швартовки кораблей, базы подводных лодок. Она узкая (200-400 м) и глубокая (до 17 м), в ней не бывает штормов. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов, поэтому со стороны открытого моря гавань вообще не видна.





Балаклавская бухта является последствием тектонического разлома, врезана вглубь расщелины скального массива в северном направлении на расстояние до 1500 метров.  Вход в бухту расположен между мысами Георгия (он же Балаклавский, восточный берег) и мысом Курона (он же Западный, Батарейный). У входа в бухту на восточном берегу находится гора Крепостная (Кастрон) с руинами генуэзской крепости Чембало.

Особенностью Балаклавской бухты является её полузамкнутость и ограниченная связь с открытой частью Чёрного моря. Конфигурация береговой черты разделяет бухту на две части - южную глубоководную, сообщающуюся с открытой частью моря, и северную мелководную, практически застойную часть, более загрязнённую, куда поступают стоки.

Балаклавская бухта - лучшая бухта для яхтинга на черноморском побережье с точки зрения её географических, природных и навигационных особенностей. Она закрыта от ветра и волн со всех направлений. Балаклавская бухта не загружена крупнотоннажными судами, что создает меньше проблем и повышает безопасность навигации.







До XX века бухта славилась большими уловами кефали и скумбрии. Здесь базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского Флота СССР и 5-я Отдельная бригада сторожевых кораблей ПВ КГБ СССР. Последняя в настоящее время переименована в Севастопольский отряд морской охраны Государственной пограничной службы Украины. С 1957 по 1993 годы в Балаклавской бухте располагался один из наиболее секретных объектов черноморского флота («объект № 825 ГТС»), завод и база, построенные в 1957-1961 годах в горе Таврос для ремонта подводных лодок и хранилище торпед с ядерными боевыми частями, ныне это музейный комплекс «Балаклава». Об "объекте №825" более подробно я планирую рассказать в следующей части.



Есть и весьма неприятный факт о Балаклаве, из-за которого курортным городом его назвать никак не получается...
На дне бухты у мыса Каябаши, еще с 1941 года захоронено 80 контейнеров с боевыми отравляющими веществами (иприт и люизит). Имеется потенциальная опасность заражения акватории. Если верить исследованиям, подобные "находки" встречаются по всему побережью Крыма.



Кстати, до конца холодной войны, Балаклава была закрытым городом. Почему? Об этом в следующей части.

В рассказе активно использовались тексты из Википедии.
Предыдущие части рассказа:

Часть 1: Дорога.
Часть 2: Ливадия.
Часть 3: Массандра.
Часть 4: Ялта и Семидворье.
Часть 5: Алушта.

Крым, крепость Чембало, авто, бухта, Балаклава, путешествие

Previous post Next post
Up