Монастырь Осиос Лукас: часть вторая

Oct 25, 2008 11:44




(часть первая здесь)

Строительство монастыря приходится на конец Х - начало XI века, в период так называемого Македонского ренессанса, когда Византия вновь стала мощной державой на Балканах, а успешные войны императоров Македонской династии расширили ее пределы.
К XIII веку ситуация изменилась коренным образом: в 1204 году столицу империи Константинополь захватили крестоносцы, участники IV крестового похода. Господство западноевропейцев (греки называли их франками) распространилось и на материковую Грецию. Как сообщает Иоанн Апокавк, монастырь испытал значительные разрушения и потерял большую часть своих реликвий и богатств. На некоторое время монастырь был отдан католическим монахам-храмовникам. Во второй четверти XIII века франкский правитель Ахеи Годфрид II Виллардуэн разграбил монастырь и лишил его главного сокровища - мощей преподобного Луки (они находились на протяжении веков в Италии, и лишь частица мощей обреталась на Афоне). Монастырь был вновь разграблен франками в 1312 году. Греческим православным монахам удалось впоследствии вновь водвориться в монастыре, но он потерял свое былое величие на долгие века франкского, а затем и турецкого владычества.

Некоторые разрушения претерпел монастырь и в 1780 году, когда известный клефт Андрицос Верусис выдержал в обители вместе с 95 соратниками осаду трехтысячного турецкого отряда и сумел вырваться невредимым.
Наконец, 26 марта 1821 года епископ Салонский Исаия вместе со сподвижниками поднял в монастыре знамя восстания против турецкого ига, и обитель на долгие годы войны стала опорным пунктом греческих отрядов в Беотии и Фокиде.
Главным событием новейшей истории монастыря стало возвращение мощей святого Луки из Венеции в 1986 году. Тысячи верующих ежегодно приезжают в монастырь, чтобы поклониться святому.
С 1990 года монастырь св. Луки входит в реестр памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Сейчас монастырь является одновременно центром паломничества и туризма, здесь регулярно проходят богослужения. Комплекс монастыря в целом хорошо сохранился, в особенности это касается кафоликона (главный храм) и церкви Пресвятой Богородицы (первоначально была посвящены св. Варваре). Также хорошо сохранилась крипта кафоликона с фресками, трапезная, башня-звонница и остатки древних келий. В наше время посетители попадают в монастырь через южные ворота, тогда как исторически главный вход находился в северо-восточной части комплекса. Также дошли до нас "вордонарий", где содержался монастырский скот, и "фотанама" - квадратное строение, где постоянно поддерживался огонь. Монастырь в древности располагал оборонительными сооружениями, водопроводом и цистерной для сбора питьевой воды, так что мог выдержать длительную осаду, а это в Х веке было актуально для этой области.
В плане главный храм представляет крест с тремя нефами в центральной части и нартексом в притворе. В центре возвышается очень большой девятиметровый купол, в круглом тимпане которого - 16 небольших световых окон. Тяжесть купола, распределенную через так называемые паруса, принимают на себя четыре мощных столба, упирающихся в пол в глубине храма так, что наблюдатель под куполом не видит их огромной толщины и получает впечатление, что невесомый купол как бы парит в воздухе. К сожалению, мозаики купола были уничтожены землетрясением в XVII веке, но зато сохранилась большая часть мозаичной программы собора. Мозаики, выполненные на золотом фоне, отражают каждый луч света, попадающий в храм из-под купола и из окон первого этажа и гинеконита (галерея для женщин) усиливая впечатление легкости всей конструкции. Помимо знаменитых мозаик, храм украшен также фресками в галерее второго этажа (гинеконите).







































































































(текст из моей давней статьи)

Дельфы, путешествия, Греция, фото, Византия

Previous post Next post
Up