Еще в 2008-м Tata надула электрокары: сжатый воздух превосходит хваленые литий-ионные аккумуляторы

Feb 24, 2021 13:33

14 февраля 2008. Tata OneCAT. Заправляется машина воздухом, поступающим в два карбоновых баллона суммарным объёмом 300 литров. Мощный компрессор способен полностью их наполнить всего за три минуты. Если же его нет поблизости, то машину можно подключить к розетке, и работу по дозаправке сделает её встроенный компрессор - правда, уже за 4 часа. Без «долива» автомобиль может проехать около 200 км, а максимальная скорость составляет 113 км/ч.
Tata OneCAT весит всего 350 килограммов, а вмещает в себя пять человек.
Tata объявила ориентировочную цену: около $5000.
https://www.drive.ru/news/tata/4efb32c200f11713001e21b0.html
Об этой же машине - тут:


https://en.wikipedia.org/wiki/Tata_OneCAT
Теория автомобилей на сжатом воздухе - тут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Воздухомобиль
Сплошные плюсы: крайне простая схема, краяняя технологичность, никаких вредных выбростов, и (внимание!) никаких дорогостоящих и/или дефицитных и/или опасных (в т.ч. огнеопасных) компонентов - привет литий и прочие сомнительные вещества.
Хотя отмечается, что "Недостатком пневмомобиля является небольшой запас хода".
Вопрос: а НАСКОЛЬКО небольшой? 200 км на одной заправке воздухом это совсем мало по сравнению бензиновым, диззельным, спиртовым, или углеводородно-газовым автомобилем, но мы-то сравниваем с электрокаром. Итак...

Расматриваем популярные и доступные модели электроканров.
Nissan Leaf 2016 года с запасом хода в 170 км, цена 34 тысячи долларов.
Bajoon E100 - запас хода 155 км, максимальная скорость 100 км/час, цена на китайском рынке 6-7 тысяч долларов, однако только для граждан КНР - с дотацией правительства.
BAIC EC-Series. 200 км., вместительность 4 человека, цена 22 тысячи долларов.
Hyundai Ioniq Electric. 200+ км., вместимость 4-5 человек, 30 тысяч долларов.
https://trends.rbc.ru/trends/green/5de4fc009a7947feddd59b41
https://rating-avto.ru/tovar/top-10-samyh-deshyovyh-elektromobilej.html

При в разы более высокой цене электрокаров - запас хода у них те же 200 км что и на сжатом воздухе у индийцев в 2008-м, за 5 тысяч долларов.
Конечно, за 35+ тысяч долларов есть электрокары с запасом хода в полтора раза больше, а за 45+ тысяч долларов - в полтора раза больше...
...Но так или иначе, по сравнеению с хвалеными литий-ионными аккумуляторами - простой сжатый воздух оказывается сильным конкурентом.

...Такие дела...

UPD-1: реагируя на реплики типа "этого не может быть", добавляю видео-пруф (тест-драйв, процедура заправки, и характеристики, включая запас хода):

image Click to view


Air Car by Guy Negre on BBC America 25 февр. 2008 г. CATvolution

UPD-2: реагируя на реплики типа "этого не может быть физически" - показываю физический расчет энергии сжатого воздуха для Tata OneCAT
E = P0*V0*ln (P0/P1).
E = 30 млн Па * 0.3 м3 * ln300
E = 51.3 МДж = 14.25 КВт.ч
Теперь оценим запас хода
Tesla Model S при массе 2200 кг (видимо плюс не менее чем 100 кг экипаж) тратит 16.4 КВт.ч на 100 км.
https://ru.motor1.com/reviews/303302/tesla-model-s-realnyj-raskhod-energii/
https://www.drom.ru/catalog/tesla/model_s/specs/dimensions/
Масса Tata OneCAT - 350 килограммов (добавим плюс не менее чем 100 кг экипаж)

Составляем пропорцию исходя из линейной зависимости потребляемой энергии от массы, и получаем теоретический максимум:
Tesla Model S - при ходовой массе с минималным экипажем: 2300 кг проехала бы на баллонах индийского пневмохода 87 км.
Tata OneCAT - при ходовой массе с минимальным экипажем: 450 кг проедет на своих баллонах 444 км.
Это (как отмечено выше) теоретический максимум. Фактический пробег вдвое меньше, что вполне нормально.

---------------------------
По случаю - привожу подборку эссе об электрокарах на этом блоге
1.Позор зеленого автопрома. Франкфуртский автосалон-2019 в сравнении с Америкой 1900-х
https://alex-rozoff.livejournal.com/150557.html
2. Серп кризиса. Лобби Li-Ion электромобилей сдулось. Автомобили с ДВС возвращаются.
https://alex-rozoff.livejournal.com/236483.html
3. Электромобиль в 4 эпитетах: коррупционный, опасный, тяжелый, экологически-грязный.
https://alex-rozoff.livejournal.com/176061.html
4. 100+ лет серийным электромобилям. Современные - отстой. Будущее за глюкомобилями
https://alex-rozoff.livejournal.com/129604.html
5. Электромобиль, заряжаемый от бензинового генератора - как модель "зеленой энергетики" на транспорте
https://alex-rozoff.livejournal.com/351686.html
6. Если строить электромобили для массового рынка, а не для финансовых пузырей в рассчете на лобби
https://alex-rozoff.livejournal.com/340752.html
Previous post Next post
Up