Эпитафия Дэвиду Греберу - самому реальному экономисту, объяснившему что такое bullshit job

Sep 04, 2020 13:47

Не стало д-ра Дэвида Грэбера. Безвременная потеря. Ему было 59, и он, вероятно, был величайшим социально-политическим экономистом эпохи (возможно единственным реальным экономистом первой четверти XXI века). Сообщение о его смерти опубликовано BBC (цитирую конспективно):
"Грэбер был профессором антропологии в Лондонской школе экономики. Он известен своими статьями и книгами о капитализме, политике и бюрократии. Самая известная его книга - "Долг. Первые 5000 лет истории" - стала бестселлером и на сегодняшний день переведена более чем на десять языков. Именно благодаря этой книге, которая была опубликована в 2011 году, Грэбер прославился. В ней он исследовал социальные отношения, основанные на деньгах, и насилие, которое за ними стоит. Затем последовали "Утопия правил" (2015) и "Бредовая работа" (2018). Обе книги стали бестселлерами по той же причине - написанные предельно доступным языком, они прямо обращались к невысказанному беспокойству огромного множества людей. Почему любое, даже самое естественное дело (вроде смерти родственника) сопровождается гигантским набором выдуманных бюрократических правил, и как бы ты ни старался им следовать, у тебя всегда ощущение, что ты кретин и всё делаешь неправильно? Почему деньги платят за работу, которая не имеет никакого смысла, а нужной и интересной работы приходится стыдиться? Неужели и вправду надо смириться с тем, что всё время придётся испытывать вину, стыд и неполноценность? Может быть, так устроен мир?
Книги Грэбера по-дружески, но основательно доносят до читателя простую мысль: Нет, это не нормально. Нет, мир бывает устроен иначе. Нет, те, кто убеждает вас в обратном, врут.
Степень бакалавра Грэбер получил в Университете штата Нью-Йорк в Перчейзе, а магистратуру окончил и PhD в Университете Чикаго. Там же он выиграл престижную стипендию Фулбрайта и уехал на два года на Мадагаскар, где занимался полевыми антропологическими исследованиями. Грэбер известен своими анархистскими взглядами и активистской деятельностью. Он стал одним из лидеров и идеологов движения Occupy Wall Street, активисты которого в знак протеста против засилья корпораций оккупировали улицу Уолл-стрит в финансовом центре Нью-Йорка в 2011 году. Грэберу приписывают авторство лозунга Нас 99% (We are the 99%). Хотя сам он позже писал, что лозунг стал результатом коллективного творчества."
https://www.bbc.com/russian/features-54017144

В память о д-ре Гребере ниже цитируется статья: "On the Phenomenon of Bullshit Jobs: A Work Rant", 2013 год - возможно, наиболее фундаментальная и наиболее важная из его работ
(далее - цитата)

В 1930 году Джон Мейнард Кейнс предсказал, что к концу столетия технологии будут достаточно развиты для того, чтобы в таких странах как Великобритания или США рабочая неделя могла быть сокращена до 15 часов. Нет никаких сомнений в том, что он был прав. С технической точки зрения такая возможность действительно есть, но она не была реализована. Напротив, технологии были использованы для того, чтобы все мы стали работать больше. Для этого создаваемые рабочие места фактически должны быть бессмысленными. Масса людей в Европе и Северной Америке тратят всё своё рабочее время на выполнение заданий, в необходимость которых не верят сами. Моральный и интеллектуальный ущерб, порождаемый этой ситуацией хорошо известен - это шрам на душе нашего общества, и в настоящее время эта тема практически не обсуждается.

Почему же обещанная Кейнсом утопия, так страстно желанная в 60-х, никогда не была реализована? Стандартный ответ на этот вопрос сегодня гласит, что Кейнс не учёл растущее значение консьюмеризма, а выбирая между уменьшением рабочего времени и большим количеством игрушек и удовольствий, мы коллективно предпочли последнее. Но поразмыслив всего минуту, можно сказать, что эта милая нравоучительная сказка не является правдивой. Да, начиная с 20-х годов, мы были свидетелями создания бесконечного разнообразия работ и отраслей промышленности, но лишь немногие из них имели отношение к производству и распространению суши, айфонов и модных кроссовок.

В чём же именно заключалась деятельность на новых рабочих местах? Предельно ясный ответ даёт недавний отчёт, сравнивающий структуру занятости в США в период между 1910 и 2000 годом (подчеркну, что в Великобритании ситуация аналогична). В течение всего прошлого века численность работников, занятых в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве резко снижалась. Одновременно, число «менеджеров, клерков, специалистов и работников сферы продаж и услуг» утроилось, с «одной до трёх четвертей от общего числа занятых». Другими словами, рабочие места в производстве, как и было предсказано, были автоматизированы и сокращены (даже с учётом промышленных работников во всём мире, включая потогонные производства в Индии и Китае, процент занятых в этой сфере не сопоставим с тем, каким он был раньше).

Но вместо уменьшения времени работы и освобождения населения Земли для занятий своими собственными проектами, увлечениями, мечтами и идеями, мы стали свидетелями вздутия не столько сферы «услуг», сколько административного сектора, создания сферы финансовых услуг и телемаркетинга, беспрецедентного расширения секторов корпоративного права, управления образованием и здравоохранением, человеческими ресурсами и публичными отношениями. Причём численность занятых в них даже не учитывает всех тех людей, чья занятость связана с осуществлением безопасности, административной и технической поддержкой этих отраслей и, если уж на то пошло, дополнительных сфер деятельности (например, круглосуточной доставки пиццы или мойки собак), которые существуют только потому, что все остальные люди тратят большую часть своего времени на другую работу.

Это именно то, что я называю «дерьмовой работой».

Как будто бы кто-то специально создает все эти бессмысленные специальности, только для того, чтобы занять нас работой. И именно здесь и скрывается тайна. Для капитализма это как раз то, что не должно происходить. Конечно же в старых, неэффективных социалистических странах, таких как СССР, где занятость одновременно считалась и правом, и священным долгом, система создавала ровно столько рабочих мест, сколько было необходимо (именно поэтому в советских универсамах три продавца продавали один кусок мяса). Но ведь предполагается, что конкуренция и свободный рынок должны решать именно такие проблемы. Согласно экономической теории, фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, никогда не должна тратить деньги на работников, нанимать которых нет необходимости. Однако это каким-то образом происходит.

Когда корпорации занимаются бессмысленными сокращениями, страдают те люди, которые действительно что-то делают, меняют, чем-то управляют. Путём каких-то особых манипуляций, которые никто толком не может объяснить, число получающих зарплату бумаго-перебирателей каким-то образом расширяется, и всё больше и больше людей, почти как в Советском Союзе, обнаруживают, что работают 40 или 50 часов в неделю, из которых эффективными являются 15, как и предсказывал Кейнс, так как всё остальное время они заняты организацией или посещением мотивирующих семинаров, редактированием своих страничек на facebook или «скачиванием» сериалов.

И ответ явно не является экономическим: он лежит в области морали и политики.

Правящий класс уже давно уяснил, что счастливый и продуктивный народ со свободным временем смертельно опасен (вспомните о том, что было, когда всё это только начало появляться в 60-е). С другой стороны, чувство, что работа сама по себе обладает моральной ценностью, и что тот, кто не желает тратить большую часть своего времени на ту или иную работу, ничего не заслуживает, невероятно убедительно для них.
(конец цитаты)
Источник перевода http://left.by/archives/15040

И в заключение - короткий ролик 28 окт. 2015 г., с канала The Guardian
David Graeber: debt and what the government doesn't want you to know
There is one taboo of economics that the government is hiding from the public, argues David Graeber: it is the fact that if the government balances its books, it becomes impossible for the private sector to do the same.

image Click to view



...Такой человек...
...Такие дела...
Previous post Next post
Up