О «прослойке»

Oct 30, 2019 18:47


Все как попки повторяют «интеллигенция - это прослойка», но мало кто даёт себе труд подумать хоть немного, прослойка чего, между чем и чем. Из контекста многочисленных трёпов в сети видно, что её пытаются соотнести с классовой структурой общества и употребляют фактически в значении «особый общественный класс», только какой-то малость недоделанный, ( Read more... )

мысли вслух

Leave a comment

Comments 19

lj_frank_bot October 30 2019, 16:48:55 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Искусство, Литература, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


kouzdra October 30 2019, 17:38:37 UTC
Так действительно прослойка - между пролетариатом и буржуазией - вышесредний пролетариат.

Reply

alex_dragon October 30 2019, 17:50:01 UTC
Какой-нибудь режиссёр Кэмерон - пролетариат? Даже и «вышесредний»? Или Стивен Кинг - пролетарий? Ну, или поближе к нашим осинам - Лукьяненко? Если у господина интеллигента имеется рента, а то и бизнесок - он никак не пролетарий.

Reply

mokwis October 30 2019, 20:00:21 UTC
Что мешает записать интеллигенцию в мелкую буржуазию?

Reply

alex_dragon October 30 2019, 20:20:18 UTC
Ну потому что интеллигенты типа Кэмерона или того же Лукаса - это вполне себе состоявшиеся капиталисты. В то же время несчастный клерк в конторе часто не имеет иного дохода, кроме зарплаты, то есть наёмный работник. И только некоторые могут быть отнесены именно к мелкой буржуазии - всякие фрилансеры и прочие «самозанятые», писатели тоже часто относятся к этой категории.

Reply


sahonko October 30 2019, 19:01:49 UTC
Выпадая из одной крайности остерегайтесь по инерции впасть в противоположную.

Reply

alex_dragon October 30 2019, 19:33:56 UTC
То есть вы уже заметили другую крайность?

Reply

sahonko October 30 2019, 20:12:01 UTC
Угу. Вы правы когда подметили, что выделение интеллигенции при классификации общественных слоев происходит по иному основанию нежели при классификации на эксплуататоров и эксплуатируемых. Но при этом Вы начисто открываете друг от друга эти основания. То есть, к примеру, вес и объем это два разных основания для деления объектов, однако в случае, если удельный вес материала из которого эти объекты одинаков, то структура классификации может совпадать. Так вот понять, что основание классификации различно - это пол дела, надо ещё выяснить существенную связь между этими основаниями. А эта связь в данном случае такова, что, во-первых, воспроизводство и обеспечение функционирования работника умственного труда требует больших затрат, чем физического. И по этой причине им без дотаций со стороны эсплуататоров творить не получается. А во-вторых, знания в голове интеллигента - это некоторый источник своеобразной ренты, которая может использоваться для перераспределения жизненных средств в свою пользу.

Reply

alex_dragon October 30 2019, 20:53:27 UTC
Когда бушевала дискуссия об услуготоварности, я стоял на том, что для непроизводящих работников интересы буржуазии зачастую могут оказаться более близкими, чем интересы собственно рабочего класса. Но понимать способности и умения как источник ренты? Но ведь тогда навыки и способности рабочего в таком случае тоже источник «ренты». Рабочий ведь нанимается не за красивые глаза, а за способности к труду, которые точно так же требуют навыка и знаний. Причём объём их - вещь весьма спорная, может быть безусловно малый только для низкоквалифицированных работников, но уже, скажем, токарь или фрезеровщик должны обладать специфическими, но довольно обширными познаниями, которые обычно характеризуют не столько как знания, сколько как опыт ( ... )

Reply


d_nielli October 30 2019, 19:11:00 UTC
Так как была и есть трудовая интеллигенция, то очевидно что "интеллигент" - это не работник именно творческого труда, а некий набор этических и поведенческих норм.

А на счёт мастера - автор цитаты неудосужился проверить свои слова. Мастера из душевного равновесия выводит критика. Мастер как раз опубликовал часть романа. Из-за травли ему стали мерещится образы, и он сжигает рукопись.

Про следствие ничего не говорится, кстати. Но учитывая что мастер оказывается на свободе, но его квартира ему не вернулась, да ещё и досталась автору ложного доноса, то тут мало чего можно сказать в оправдание системы.

Кроме того, мастер больше похож на симулянта. Он конечно продолжает быть в плену галлюцинаций, но его состояние выглядит как попытка отрицания. В клинике он чувствует себя нормально, ворует ключи на балкон, кроме того он прямо говорит, что ему было некуда идти.

Reply



Leave a comment

Up