"Повелитель мух" и идеология

May 23, 2020 21:28

Этот материал стоит продублировать и здесь. Статья на Горький медиа -
Сюжет «Повелителя мух» Уильяма Голдинга не прошел проверки практикой.
У меня "Повелитель мух" сразу вызвал некоторые подозрения в плане смысловой составляющей, а когда я прочитал о его авторе и об историческом контексте, все стало более понятно. Хотя с литературной точки зрения его "Шпиль" и показался мне интересным, но... это совсем "не мой" автор.

""Уильям Голдинг в своем романе «Повелитель мух» очернил человеческую природу, утверждает Рутгер Брегман, автор книги «Человечество: обнадеживающая история». В доказательство своих слов Брегман приводит реальную историю группы мальчиков, сумевших больше года прожить в дружбе и согласии на необитаемом острове в Тихом океане. Фрагмент соответствующей главы из его книги публикует The Guardian.

...Брегман решил выяснить, не случались ли истории, похожие на описанную у Голдинга, на самом деле. После долгих поисков ему удалось найти сообщение о том, что в 1966 году шесть мальчиков, считавшихся давно пропавшими без вести и погибшими, сняли с крошечного острова в Тихом океане и доставили к людям. Брегман разыскал героя публикации, австралийца Питера Уорнера (Peter Warner). Именно он заметил мальчиков на берегу крошечного острова Ата, считавшегося необитаемым, и доставил их домой, в город Нукуалофа на острове Хаафева, столицу полинезийского государства Тонга, откуда они отплыли на лодке больше года назад.

Мальчики Сион, Стивен, Коло, Дэвид, Люк и Мано, в возрасте от 13 до 16 лет, учились в католической школе-интернате в Нукуалофа. Устав от утомительного распорядка, обуреваемые жаждой приключений, они решили сбежать и добраться на лодке до одного из островов Фиджи или даже до Новой Зеландии. Однако в первую же ночь налетел шторм, и после восьми дней плавания без руля и парусов лодку прибило к крохотному острову Ата. Остров некогда был обитаемым, однако в 1863 году все его население вывезли работорговцы.

Мальчики провели на острове 15 месяцев. Все это время они жили дружной коммуной: разбили огород, завели птичник для цыплят, изготовили полые сосуды для сбора дождевой воды, построили гимнастическую площадку, бадминтонный корт и поддерживали постоянный огонь. Мальчики разбились на пары, распределив между собой рабочие смены по уходу за огородом, сбору воды, поддержанию огня и наблюдению за океаном. Каждый день они начинали общей песней, а заканчивали общей молитвой. Иногда они ссорились, но по взаимному уговору прекращали ссоры, на время изолируясь друг от друга. Когда один из мальчиков, Стивен, сломал ногу, остальные заботились о нем, пока он полностью не выздоровел.

Питер Уорнер стал национальным героем государства Тонга и даже договорился о съемках телефильма по мотивам этой истории. Однако в итоге эпизод со спасением мальчиков канул в беззвестность, пишет Брегман, тогда как роман Голдинга продолжают читать во всем мире; «Повелитель мух» считается одним из самых влиятельных художественных произведений ХХ века. В 1963 году знаменитый британский режиссер Питер Брук снял по его мотивам кинофильм, имевший большой успех.

Книга Брегмана, «Человечество: обнадеживающая история» («Humankind: A Hopeful History»), выйдет 19 мая в издательстве Bloomberg в английском переводе Элизабет Мэнтон (Elizabeth Manton) и Эрики Мор (Erica Moore)".

Ну, я конечно никогда не опирался на идеи (и мифы) о человеческой природе, которая понимается как некая внеисторическая и внеконтекстуальная сущность, но история, несомненно, очень интересная.
Научение и еще раз научение - вот что главное. Я в таких случаях еще и теорию уровней обучения (Бейтсон) вспоминаю, которую предельно кратко можноописать с помощью другой знаменитой фразу, где лучше убрать запятые "учиться учиться и учиться!» :)
И сложно также не сказать о том, что популярности истории Голдинга способствовала доминирующая идеология, а точнее идеологии - одна из которых консервативная, где как раз верят в "злую" или "низменную" природу человека, а другая - капиталистическая, где поются гимны конкуренции и социал-дарвинизму. Ну и массовая обывательская психология, порождаемая существующей системой, также любит проглатывать все эти истории о "борьбе за существование", а чего стоят одни телешоу, в которых главный стержень соперничество, но не сотрудничество.

литература, психология капитализма, конкуренция

Previous post Next post
Up