выученная беспомощность

Feb 23, 2013 22:09

Выученная беспомощность - одна из основ существования общества (тех его типов, которые существовали и существуют, но общество может быть организовано и на иных принципах). Главное для таких обществ - распространение ощущения беспомощности перед фундаментальными или просто важными свойствами конкретной системы ("рыночные законы", товарно-денежные отношения, частная собственность, институты Власти, сама Власть и пр.), ощущение что "ничего не изменишь", "ни на что ни повлияешь" и т.п.  При этом весьма предусмотрительно создаются определенные узкие и малозначимые "участки", где у обывателя как раз будет иметь возможность не чувствовать себя беспомощным и, так сказать, выпускать пар - это "выбор" потребителя (и защита его "прав"), возможность "бегства в повседневность", ну и... пуль дистанционного управления, наконец.)))) Или так - поощряется активность в деле увеличения продаж (любыми средствами, обычно), а вот по отношению к работодателю или системе, основанной на наемном (рабском) труде - вот тут полная беспомощность.
Информации о выученной беспомощности много, в качестве примера случайная выборка (там статьи конечно местами не лишены шероховатости, но тем не менее помогают войти в курс дела, если кто не знаком; но стоит отметить наиболее очевидный ляп авторов, не заприметивших настоящего слона,))) статей, где выученная беспомощность называется формой неадаптивного поведения - это как раз именно "адаптивное" поведение, а точнее - это реакция на вполне определенный социальный контекст, см. Бейтсона, Вацлавика пр., а также их отсылку к экспериментам Павлова, в которых собакам показывали то круг, то эллипс, постепенно стирая различия между ними...):

"Выученная беспомощность - это важный и интересный феномен, являющийся одной из базовых человеческих проблем. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал состояние, когда не мог выйти из гнетущего переживания («я никогда не смогу справиться», «это бесполезно, все равно ничего хорошего не выйдет»), или не удавалось прекратить действия, которые не являлись эффективными или, напротив, инициировать то, что является жизненно важным («знаю, что не эффективно так себя вести, но ничего не могу с собой поделать», «мне лень, не могу себя заставить», «я слишком молод/болен/ и. т. п. для этого» и т. д). Во всех таких ситуациях действует один и тот же механизм выученной беспомощности.
...

Наличие выученной беспомощности у человека можно достаточно легко определить на основе слов - маркеров, употребляемых в речи. К таким словам относятся:

  • «Не могу» (просить о помощи, отказывать, найти друзей, строить нормальные отношения, изменить свое поведение и т.д.)
  • «Не хочу» (учить трудный предмет, менять образ жизни, решать
    существующий конфликт и т.д.) Осознание, что «Я не могу что-то сделать»,
    тесно связано с переживанием того, что «Я - плохой, слабый, неудачник»,
    то есть с очень дискомфортным состоянием. Поэтому происходит
    трансформация «Я не могу» в «Я не хочу» или «Это не мое».
  • «Всегда» («взрываюсь» по пустякам, опаздываю на встречи или работу,
    вечно все теряю и т. д., то есть «я всегда таким(ой) был(а), есть и
    буду»)
  • «Никогда» (не могу вовремя подготовиться к встрече, не прошу о
    помощи, у меня никогда не получится справиться с этой проблемой и т.д.)
  • «Все бесполезно»(нечего и пытаться, никогда ни у кого ничего в этой ситуации не получалось, и не такие как ты пробовали, но...)
  • «В нашей семье все такие» (семейные послания о способностях к определенным наукам, о неудачной судьбе или замужестве).

    Беспомощность часто маскируется за различными состояниями, которые
    идентифицируют как нечто иное, например, как чувство усталости, злости,
    апатии. Поведение людей в состоянии выученной беспомощности может быть
    диаметрально противоположным. Основными вариантами поведения при
    беспомощности являются:
  • Псевдоактивность (бессмысленная суетливая деятельность, не ведущая к
    результатам и не адекватная ситуации с последующим торможением);
  • Отказ от деятельности (капитуляция, апатия, потеря интереса);
  • Ступор (состояние заторможенности, непонимание происходящего);
  • Перебор стереотипных действий в попытке найти одну, адекватную ситуации, при постоянном напряженном контроле результатов;
  • Деструктивное поведение(агрессивное поведение, направленное на себя и/ или окружающих);
  • Смещение на псевдоцель (актуализация другой деятельности, которая
    дает ощущение достижения результата, например, вместо преодоления
    трудностей в отношениях - потребность съесть сладкое; при необходимости
    писать курсовую возникновение жгучей потребности убрать квартиру и даже
    сделать генеральную уборку и т.д.).

Эти формы поведения включаются автоматически, без пошагового разбора ситуации и выработки осознанной стратегии поведения. Все эти формы поведения могут сменять друг друга по мере истощения ресурсов. Например, поведение по «коронарному типу А»: вначале реакция по типу перебора стереотипных действий, при постоянном напряженном контроле результатов, затем после истощения - капитуляция, сопровождаемая апатией;  или смещением на псевдоцель, в качестве которой может быть долгое лечение
(если реагирует ипохондрик) или уход в работу (если реагирует трудоголик). Состояние выученной беспомощности является предпосылкой
возникновения зависимостей, психосоматических заболеваний и депрессий.
полностью http://humanpsy.ru/solntseva/hilfslosigkeit
**********************

Различают беспомощность ситуативную и личностную.
Ситуативная беспомощность - это временная реакция на те или иные не подконтрольные человеку события.

Личностная беспомощность - это устойчивая мотивационная характеристика человека, формирующаяся в процессе
развития под влиянием взаимоотношений с окружающими (Циринг Д. А., 2005). Личностная беспомощность проявляется в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, возбудимости, робости, пессимистичности мировосприятия, склонности к чувству
вины, более низкой самооценке и низком уровне притязаний, равнодушии, пассивности, отсутствии креативности.
http://psyfactor.org/lib/helplessness.htm
********************

"Очень непродолжительной истории неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять нашим поведением."
***************************************************
И у меня почти нет никаких сомнений, что вот эти и другие знания самым активным образом используются Властью в своих целях.

социальная психология, антикапитализм, шизо

Previous post Next post
Up