Вечная тема (для меня) - ну, одна из вечных...

Sep 10, 2018 15:49

Если в наше нелегкое и смутное время кому-то еще интересно поговорить о детективах... Так вот, хочу привести пример идеального, на мой взгляд, детектива, который не так давно с  удовольствием перечитала.
Детективы разные бывают. В некоторых загадка состоит в том, как было совершено убийство - "запертая комната", или нетривиальное орудие  - змея там или растаявшая после удара в сонную артерию сосулька, бьющая током телефонная трубка или редкостный яд... А я сейчас всего лишь о классическом "whodunit" - убита в собственной спальне ударом по голове старая женщина, имеется шесть человек, каждого из которых в принципе можно заподозрить, хотя все они вроде вполне неплохие люди - но мы-то знаем, как может быть обманчива внешность... Ох, сколько  таких романчиков и повестушек написано! Горы, монбланы, эвересты - одни похуже, другие получше. А вот этот, про который я пишу, - идеальный.
Кто автор? - кто же еще: она, конечно,  любимая, прекрасная и бессмертная леди Мэллоуэн.
Итак...
В одной из первых глав кто-то неназванный (а известная благодетельная особенность английской грамматики не позволяет нам определить пол этого персонажа) на бумаге составляет план убийства. Нам никакие детали этого плана не сообщаются, кто будущая жертва мы не знаем, мотивы тоже неизвестны - просто говорится, что план этот подробный, продуманный, с вариантами на случай непредвиденных обстоятельств, учитывающий все возможные случайности... Время написания - февраль, убийство запланировано на сентябрь. Полностью все записав и перечитав, человек рвет бумагу, на которой писал,  и сжигает обрывки.
И вот наступил сентябрь. Дом пожилой состоятельной дамы в сельской местности. Она больна, прикована к постели. С ней живет компаньонка, старая дева лет под сорок. Несколько человек гостят в доме, еще два-три остановились в ближней гостинице.
Гости:
А.  Молодой джентльмен, красив собою, весел и обаятелен, спортсмен, светский человек. Родственник и воспитанник хозяйки дома и ее покойного мужа, по всей видимости горячо к старой даме привязанный. Правда, после ее кончины он должен унаследовать немалую сумму, но вряд ли это для него важно, он и так богат. Приехал со своей второй женой как раз в то время, когда в доме гостит его бывшая супруга, которую, как нам в первых же главах сообщается, он с год назад упросил дать ему развод, увлекшись встреченной яркой красавицей. Ему почему-то хочется, чтобы женщины познакомились и подружились.
Б. Жена предыдущего (новая). Действительно, яркая красавица, способная кому угодно вскружить голову. Однако не производит впечатления особенно умной или доброй и  чуткой - довольно, кажется, поверхностное существо. Способна поскандалить.  Очень не хотела встречаться со своей предшественницей, муж еле  уговорил ее приехать. Она полагает (и не стесняется говорить об этом вслух), что тоже получит деньги после смерти хозяйки. (Но тут она ошибается. По завещанию покойного хозяина дома, его вдова получила только пожизненное пользование процентами с капитала, а после ее смерти деньги действительно должны быть разделены  между спортсменом и его женой - но так как завещание писалось, когда молодой человек состоял в первом браке, его первая жена деньги и получит).
В. Бывшая жена спортсмена. Полная противоположность новой жене - неяркая, хотя тоже по-своему интересна и хороша, негромкая, неразговорчивая. Вид благородный, манеры безупречны. Глубокая и несколько загадочная натура. Меланхолична (как предполагается, ее печалит крушение брака - возможно, она еще любит бывшего мужа?). Против встречи с новой женой, кажется, не возражала.
Остановились в гостинице:
Г. Приятель дамы Б. - и был таковым еще до ее замужества. Между ними легкий флирт (а мб и роман? - полной уверенности нет). Чуть-чуть, кажется, не вполне джентльмен, что-то в нем мерещится малость вульгарненькое, как бы не жиголо, но в общем тоже светский человек, в приличные дома вхож - вот и в этом доме бывает.
Д. Давний знакомый семьи, недавно вернувшийся из колоний, где жил несколько лет. (Как можно предположить по некоторым деталям, он поспешил вернуться в Англию, узнав о разводе В., к которой давно неравнодушен).
Ну, конечно, надо бы сказать несколько слов и про старую деву-компаньонку Е., но она настолько уж явно хороший человек, что ни на минуту не заподозрить ее даже у меня совести хватило, при всем моем цинизме. А под конец у нее, похоже, даже и личная жизнь сложится, оч. хорошо, порадуемся.
Есть еще одно действующее лицо, которое к преступлению явно не имеет отношения, но сыграет важную роль в развязке. О нем умолчу.
Ни мисс Марпл, ни Пуаро здесь нет, расследование ведет полиция.
Далее описываю свои ощущения и догадки по мере продвижения по тексту.
Естественно, первым подозреваемым у меня являлся А. Во-первых, слишком уж он во всех отношениях распрекрасен - красавец, комсомолец, спортсмен, счастлив в браке, богат к тому же, мотивов явных для убийства не имеет. Таких-то вот хитрые авторы детективов и делают преступниками, таких-то опытные читатели, вроде меня, и подозревают. Ну а во-вторых - еще все тихо, старушка еще  жива, а уже некоторые как бы невзначай сообщаемые детали, факты, некоторые как бы случайные фразы, которых невнимательный читатель и не заметит (а мб они действительно случайны?) бросают, бросают на красавчика некоторую тень. Так идет некоторое время, я тихонько горжусь своей проницательностью.
И вдруг - полный крах моей версии! Старушке размозжили голову в ее собственной спальне, идет следствие, и полицейские, поковырявшись некоторое время, находят бейсбольную биту, всю в старушкиной крови и волосах, с отпечатками пальцев этого красавца! Порывшись в доме и вокруг него еще немного, обнаруживают костюм, в котором А. был в роковой вечер, - со следами крови! Его сурово допрашивают и вот-вот арестуют. Все так просто? А ведь до конца-то книги еще довольно увесистое количество страниц! Не может быть! - восклицает мой внутренний "опытный читатель". Автор-то все же Агата, а не Вася Пупкин, не может быть все так просто! Красавец, значит, не виноват, это подстава. Кто же тогда, кто? Кто мог убить добрую старую женщину, при этом настолько ненавидя доброго малого А., чтобы подделать улики и свалить на него вину? (А ведь действие романа происходит в суровое время - тогда в Англии убийц вешали). И действительно - тут же, как по заказу, обнаруживается вполне реальный факт, полностью обеляющий А. Алиби у него! Полицейские несколько обескуражены, но делать нечего, продолжают копать дальше.
Ну-с, и я читаю дальше и какое-то время ставлю на Б. и Г. (по отдельности или в сговоре). Мотив возможен - избавиться от мужа (ведь не исключено, что он постыл, вышла она за него по расчету, захотела вернуть свободу да и денежки получить).
Вполне возможное решение, но не идеальное, раз до конца книги еще не очень близко, а читатель (я) эту несложную версию уже выстроил. Опять же, Агата  это, а не вышеупомянутый г-н Пупкин. Для среднего детективщика сошло бы, для великой женщины - неудача.
Ладно, читаю дальше, и книга начинает мне нравиться все меньше. Почему? - а потому что новые мелкие и малозаметные для читателя-лопуха детали, и случайно и невзначай брошенные фразы, и новые, неизвестные ранее мелкие фактики, а поближе к концу и вполне наконец увесисто-реальные улики явственно указывают на В. И я начинаю думать, что роман, видимо, все же неудачный. Во-первых потому, что я не хочу, чтобы В. оказалась убийцей! Она мне нравится, я к ней привязалась. Она, собственно, почти единственный персонаж, не считая второстепенных, который мне нравится и вызывает человеческую симпатию. Это во-первых. А во-вторых, мотив уж слишком очевидный:  из мести подставить бросившего ее мужа, подделав улики, да и наследство положенное получить - как-то это для нашей королевы детектива плосковато. Нет, думаю я,  не шедевр этот роман. И даже если все же окажется, что тут еще одна подстава и виноваты все же Б. и\или Г. - все равно не шедевр: люди малоприятные, мотив ясен, в голову возможность их виновности приходила - средненько получается, не Агатин уровень.
И даже если окажется, что все это по непонятным пока причинам подстроил мало действующий, никому особенно не интересный, мелькающий на обочине повествования Д. - тоже не шедевр, потому что нечестно делать убийцей мало действующего, второстепенного  персонажа. Опять не Агатин уровень.
А чтобы убийцей оказалась В. я, повторяю, категорически не желаю! На тех всех плевать, а чтобы она оказалась виноватой - не хочу!  И улик никаких против нее знать не хочу! Понятно вам?! Я читатель, автор обязан уважать мои чувства!
Ну и все. В последней главе, как положено - развязка. Все правильно! Великая Агата остается любимой и прекрасной, книга отличная, детектив идеальный, злодейство будет наказано, а у хороших людей все будет хорошо. (И да, на всякий случай: компаньонка действительно хорошая и ни в чем не повинна).
Towards Zero by Agatha Christie

pulp fiction

Previous post Next post
Up