Победитель последнего Монреаля. Уже в который раз (в третий, если быть точным) никому не известный человек берется за страннейший сценарий и не целясь вышибает сто из ста. Первые два стрелка - Ричард Келли и Арье Посин (Чамскраббер). Третий - Ник Бальтазар, не закрывает, наоборот, раскрывает тему до такой глубины, где эстетическая странность - все эти короткие и длинные планы, идеи, твисты и прочие находки срастается со странностью первичной, реальной и с такой же реальной болью.
Я не знаю, как работали над фильмом консультанты по аутизму и синдрому Аспергера, но то, что получилось убивает на месте. Планы из глаз Бена, флэшбэки, нюансы пластики, даже сама тупая игра "Archlord", в которой он проводит половину времени, это все уложено в честную непрерывность жизни парня с другими мозгами.
Хоффман тоже работал с хорошими консультантами, жил с аутистами, его Рэйман полностью достоверен. Но между Рэйманом и той странностью жизни стоит Левинсон с камерой и сценарием. Человек, который снимает свою гуманистическую мелодраму про мир, в котором человек дождя - посторонний, объект человеколюбия. Бен же сам есть мир, он - это я, принявший его непрерывность как свою. Левинсон, несмотря на всю любовь к своей теме - гуманист от политкорректности, лучшее, что может быть выращено в массе из его посева есть благое пожелание, компромиссный кодекс приличия, эстетический по своей сути. Бальтазар гораздо ближе к прямому действию, настоящему проникновению, он почти террорист, работающий в том числе и грубо. Так весь сюжет Ben X, есть элементарная история мести, по глупости сравнимая с гонконгскими фильмами Джеки Чана. Если бы не герой, если бы не чертова непрерывность этого героя, в которой я плачу на каждой второй сцене... Впрочем, это и не слезовыжималка. Слезы могут быть моей частной реакцией. А вот требование воспринять, вместить нечто, обойти невозможно.
Политкорректность вообще никого не может вылечить, только отсрочить конец, минимизировать расход. Приходится вмещать, тем более, что в той реальности я гораздо ближе к образу и подобию, чем вне ее. Трогательный и такой милый Рэйман воспитывает сочувствие, Бен - свидетельствует о совершенстве и могуществе человека, которому положить на нашу глупость и наши людоедские понятия. Без пяти минут Заратустра. 80-й левел - это высоко. Аминь.
PS: "Дорогая Венди" тоже из этой серии, но во-первых Джейми Белла я уже посчитал в "Чамскраббере", а во-вторых Винтерберг все-таки монстр, а не дебютант.