Италия-2017. Часть 15-я. Музеи Ватикана. Часть 2-я. Музей Кьярамонтии и музей Пия-Клемента

Jul 10, 2017 14:50

Предыдущая часть:
http://akostra.livejournal.com/1270219.html

Двор шишечки Пинии.
Двор получил свое название потому, что площадку украшает 4-метровая позолоченная бронзовая шишка (пиния). Она отлита в І-ІІ в. н.э. Публием Цинцием Сальвием, это значится на ее основании. Сосновая шишка является древним символом источника жизни во многих культурах, а также символически изображает шишковидную железу, которая почиталась как «третий глаз» и орган, ответственный за связь человеческого и божественного (духовного) начала. До 1608 г. шишка располагалась на Марсовом поле, а потом была перенесена в Ватикан.
Низ шишки украшен барельефами, на которых изображаются римские атлеты. Шишка венчает античный фонтан. Элемент, который задуман, как испускающий воду, представляет собой барельеф головы, с двух сторон фонтан окаймляют бронзовые павлины. Присутствуют и скульптуры львов.
http://womanadvice.ru/dvor-sosnovoy-shishki



Конечно, вспоминается и шишечка в Римини (тоже пинии и тоже античная).
http://akostra.livejournal.com/1260543.html
Продолжаем прогулку по музеям Ватикана. Скульптуры! Музей Кьярамонти и музей Пия-Клементе
Сначала по коридорам прошлись.



А что мы там в подол собираем?...



Плохо видно, но мерещатся грифончики, хотя ноги - вроде копытные....



Маски!!!!





Сатир с маленьким Дионисом на руках.
Римская копия середины 2 века с греческого оригинала школы Лисиппа 3 век до нашей эры



Нил!
Мраморная римская копия I века с греческого оригинала. Найдена в 1513 году на месте храма Исиды в Риме.
Старик - сам Нил, а вот 16 малышей - это 16 притоков - как глаголит Вики? Или по другой версии на 16 локтей он поднимается во время разлива - и это благотворно для земледелия?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D1%8C%D1%8F%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8
http://tvoy-muzey.livejournal.com/43956.html
Да, копия Нила есть и у нас в Пушкинком.
http://akostra.livejournal.com/910328.html





Красота какая!



"Апоксиомен" - это атлет "со стригилем".
Греческие гимнасты перед соревнованиями покрывали тело слоем оливкового масла, которое делало кожу эластичной и мягкой, одновременно предохраняя ее от различных инфекций. Так как гимнасты упражнялись обнаженными, кожа тела загрязнялась. Вместе с потом, вступавшим в реакцию с оливковым маслом, на коже образовывалось нечто вроде мыльной пены, которую потом счищали специальным скребком, стригилем. Приняв после этой процедуры душ или ванну, атлет выходил из нее совершенно чистым и освеженным. Атлет, очищающийся при помощи стригиля от грязи палестры, обычно назывался «апоксиоменос», «отскабливающийся».
http://tsarselo.ru/photos/photo4411.html#.WWMzkdKsXUI
"Апокисомен". Римская копия I века с греческого оригинала Лисиппа около 320 года до н.э.



Сфинкс!



Какой барельеф прекрасный!



Три статуи уже не античные, скульптор - Антонио Канова.
Когда Наполеон вывез всё самое ценное из музея, Пий VII заказал эти три статуи: Песея, Кревга и Дамоксена.


Персей с головой Медузы (Персей-триумфатор). 1801 год



Дамоскен, 1800.
3. Я знаю, что подоб­ным обра­зом посту­пи­ли арги­вяне по отно­ше­нию к Крев­гу, кулач­но­му бой­цу из Эпидам­на: на Немей­ских играх арги­вяне при­суди­ли венок победы уже мерт­во­му Крев­гу, пото­му что бив­ший­ся с ним сира­ку­зя­нин Дамок­сен нару­шил их вза­им­ный дого­вор. Уже насту­пал вечер, когда они при­сту­пи­ли к кулач­но­му бою; и вот они при свиде­те­лях уго­во­ри­лись нано­сить уда­ры друг дру­гу пооче­ред­но. Кулач­ные бой­цы в то вре­мя еще не носи­ли на запя­стьях жест­ких рем­ней*, но сра­жа­лись в мяг­ких рем­нях, при­креп­ляя их под выги­бом руки так, чтобы паль­цы у них оста­ва­лись сво­бод­ны­ми. Эти мяг­кие рем­ни дела­лись из тон­ких полос сырой воло­вьей кожи и пере­пле­та­лись меж­ду собой по како­му-то ста­рин­но­му спо­со­бу. И вот в том слу­чае, о кото­ром я рас­ска­зы­ваю, Кревг опу­стил свой удар на голо­ву Дамок­се­на; в свою оче­редь Дамок­сен при­ка­зал Крев­гу при­под­нять руки, и, когда он это испол­нил, Дамок­сен уда­рил его вытя­ну­ты­ми паль­ца­ми под реб­ра: ввиду кре­по­сти ног­тей и силы уда­ра рука вошла внутрь, и Дамок­сен, схва­тив­шись за внут­рен­но­сти, ото­рвал их и выта­щил нару­жу. Кревг тот­час же испу­стил дух, а арги­вяне за то, что Дамок­сен нару­шил дого­вор и вме­сто одно­го уда­ра вос­поль­зо­вал­ся про­тив сво­е­го сопер­ни­ка мно­ги­ми**, изгна­ли его. Крев­гу, хотя и умер­ше­му, они при­пи­са­ли победу и поста­ви­ли ему в Арго­се ста­тую, кото­рая еще до мое­го вре­ме­ни сто­я­ла в хра­ме Апол­ло­на Ликей­ско­го.
----------
* Все это место вызы­ва­ет ряд недо­уме­ний. Во-пер­вых, сомни­тель­ные «ост­рые» (?), т. е. жест­кие, рем­ни, при­креп­лен­ные на кисти рук, бес­по­лез­ные для уда­ра. Поэто­му очень удач­на конъ­ек­ту­ра Бен­недор­фа, и тогда пере­вод будет: «не носи­ли жест­ких рем­ней на сги­бе ладо­ней».

** Дамок­сен нанес тоже один удар, но так как он 1) про­су­нул руку внутрь тела про­тив­ни­ка, 2) схва­тил его внут­рен­но­сти, 3) ото­рвал их и 4) выта­щил их, - это было сочте­но за «мно­го» уда­ров.

Пав­са­ний. Опи­са­ние Элла­ды, VIII, 40, 3-4. / Пер. С. П. Кон­дра­тье­ва под ред. Е. В. Ники­тюк. // НИЦ «ЛАДОМИР». М., 2002, т. 2.
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1459





Кревг, 1800 год.



Волчица. Рим же ж!



Дворик восьмиугольный. И только вот на фотке увидела сетку - от голубей?..



Пальчик...



Статуя Венеры Счастливой (Veneri Felici, Venus Felix), мрамор, ок. 170.
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1369





Фронтальная панель саркофага с рельефом «Амазономахия». С 1550 г. саркофаг находился на вилле папы Юлия III, а в 1776 г. был перемещен в Ватикан, где неоднократно подвергался реставрации. На рельефе представлена сцена амазономахии - битвы греков с амазонками. В центре находятся фигуры предводителей противоборствующих сторон - Ахилла и Пентесилеи. Их лицам приданы портретные черты покойных, что позволяет датировать саркофаг 230-250 гг. н. э.
http://vafio.livejournal.com/9194.html







Статуи стоят в нишах, народу очень много, табунками все перетекают от одной ниши к другой.. А ещё ж и экскурсионные группы, там ещё и вещают экскурсоводы у важных объектов..



Птичку козлика жааалко...



Тот же лев со своей жервтой, но уже с другого края саркофага.



Кто у пёсика челюсть нижнюю отковырял?...



Но есть и "целая".



Кого же лев грызёт-то? Постоянно встречается этот сюжет тут...





Не могу найти, что за скульптура. Но здесь ещё и маска заинтересовала



Грифончики!!





Чую, змея повинна в смерти...



Лаокоон и его сыновья
скульптурная группа, изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Скульптура работы греческих ваятелей с Родоса - Агесандра, Полидора и Афинодора; является мраморной копией второй половины I века до н. э. с оригинала, который был выполнен в бронзе в 200 году до н. э. в Пергаме и не сохранился.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D0%BD_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F
Копия этой скульптуры есть в Пушкинском музее









Скульпутра ещё одной "реки" - Тибра (тигра).
Бывшая римская статуя 'Река Тигр', восстановленная в начале 16-го века Джованни Анджело Монторсоли и мраморный саркофаг 160-170 гг н. э., украшенный рельефом, представляющим Битву с Амазонками. Саркофаг использовался в прошлом как водосборник для фонтана 'Река Тигр'. Оба скульптурных произведения установлены во внутреннем дворе Бельведера (восьмиугольный 'Ottagono Cortile '), в Музее Pio-Clementino, (Музеи Ватикана). Скульптура является копией эпохи Адриана (II век н. э.) с греческого оригинала эллинской эпохи. Во времена расцвета эллинизма (начиная с III века до н. э.) одной из основных характеристик искусства скульптуры было тематическое разнообразие: не только изображения божеств, мифических героев, известных граждан, атлетов, характерных для классического периода, но и фигуры детей, животных, материальные воплощения природных явлений, иноземцы и варвары. Статуя речного божества, является плодом множества реставраций и дополнений. Правая рука и голова статуи, дополнение и реставрация времен Возрождения. Есть предположения, что дополнял и реставрировал статую Микеланджело.
http://www.liveinternet.ru/users/3142325/post387783239/





саркофаг с битвой с Амазонками











Аполлон Бельведерский!
римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330-320 до н. э.) Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. По поводу датировки мраморной римской копии мнения исследователей существенно расходятся.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BD_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
В подписи в музее копию относят ко 2 веку н.э.







Барельефы в этой же нише





Повторюсь, народу в музее - тьма. Всё время в толпе шли.. Но почему-то когда мы подошли к статуе Аполлона, в этой нише кроме нас никого не оказалось. Так мы обнаглели, целую фотосессию забабахали. Сфоткаться с Аполлоном - даже при всей моей нелюбви к фотографированию - сама в кадр побежала!







Саркофаги разглядываю
Птах какой!



















Морская тематика?...











Ещё толпени в этом дворике. Но дворик очень уютный. И фонтанчик с зеленью, и красота кругом..



Ещё один грифон



Почему-то не помню статуи Гермеса. У него тут отдельная ниша, а я проворонила?...
Статуя Гермеса: также "Антиной Бельведерский", римская копия оригинала Праксителя (IV век до н. э.), некогда находившегося в священной Олимпии. Статую ошибочно считали изображением любимца императора Адриана, поскольку её нашли в 1543 году недалеко от замка Святого Ангела (мавзолея Адриана). Гермес был богом коммерции: он покровительствовал путешественникам, а его изображения в форме колонн, увенчанных бюстом (своего рода дорожных столбов) устанавливались на перекрестах дорожных путей. Но Гермес также сопровождал души усопших в Царство Мертвых, и благодаря этому носил имя Психопомп - "поводырь Душ", именно в этой ипостаси он изображен.



Пора на выход из этого отсека музея.



Рядом ещё зал животных, но он огорожен, внутрь зайти нельзя, а издали я мало что разглядела, ну и не фотографировала.
Но вот немного утащила из отчётов других людей
Отсюда, например
http://www.liveinternet.ru/users/3142325/post387783239/
http://vafio.livejournal.com/9194.html
В Зале животных (итал. Sala degli Animali) находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора, и алебастра. Часть скульптур представляет собой копии греческих и римских оригиналов, выполненные по заказу папы Пия VI итальянским скульптором Франческо Антонио Францони (1734-1818), часть других составлена Францони из подлинных античных фрагментов.








Весёлый верблюд.



Собачки!!!!



Кхм.. натуралистично!







Кентавр!



Но среди животных и статуи людей есть!
Мелеагр - по древнегреческой мифологии величайший охотник всех времен (римская копия II век н. э. с греческого оригинала IV век до н. э.)



Митра, победивший быка (II век н. э.).
Одно из распространённых изображений на митраитских барельефах и росписях - тавроктония (заклание быка Митрой). Митра, отвернув лицо, вонзает нож в бок жертвы. Когда бык умирает, извергнув семя (причем фаллос быка отгрызается скорпионом), из его мозга произрастает зерно, дающее хлеб, а из крови - виноградная лоза. Деяния Митры созерцают одетые подобно ему Кауто и Каупопат, держащие в руках факелы. Хотя Митра отождествлялся с Солнцем, на некоторых изображениях Sol и Митра показаны параллельно: либо Sol преклоняет перед Митрой колени, либо приказывает ему принести быка в жертву, либо пожимают друг другу руки и вместе едят мясо быка, причем им прислуживают слуги в звериных масках.



Написано, что из зала животных можно пройти в галерею статуй и бюстов.
Но то ли мы не там прошли, то ли не заметили, то ли статуи как-то по-другому расставлены?...
В общем ещё понатащу из чужого журнала.
Из Зала Животных можно пройти в Галерею Статуй и Бюстов. Галерея расположена в старинной крытой галерее Дворца Бельведера. Стены были расписаны художником Пинтуриккио и его учениками, из которых сохранились только несколько фрагментов на внутренних стенах галереи. В противоположных концах зала, у торцевых стен, установлены две знаменитые статуи: Спящая Ариадна и Юпитера на Троне.
http://www.liveinternet.ru/users/3142325/post387783239/
Вроде мы по этому залу пойдём, но не помню, таких вкульптур...



"Спящая Ариадна" римская копия (II век) греческого оригинала.






Мы же прошли по залу муз.
(ху из ху брала из этого отчёта http://vafio.livejournal.com/9194.html)
Аполлон с головой Диониса



Статуя сатира (селена). Статуя реконструирована. Изначально он наливал вино



статуя Мельпомены. Римская работа II века.



Талия, муза комедии



Клио, муза истории



роспись потолка шикарна!!!



Терпсихора, муза танца, Аполлон-кефаред (предводитель муз), Каллиопа, музы эпической поэзии и философии.



Бельведерский торс. статуя, предположительно созданная в I веке до н. э. и приписываемая древнегреческому скульптору Аполлонию.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81



В следующем зале-ротонде я так очаровалась мозаиками на полу, что статуи вообще не фотографировала.









Переворачиваю фотографии, чтобы сам рисунок рассмотреть
























Продолжение следует.
http://akostra.livejournal.com/1271763.html

Все предыдущие части
Часть 1-я: Прилёт в Римини и начало прогулки по городу: http://akostra.livejournal.com/1257153.html
Часть 2-я: Городской музей Римини. Начало. Античность, рисунки (непристойные) Федерико Феллини, иллюстратор Рене Грюо: http://akostra.livejournal.com/1257942.html
Часть 3-я: Городской музей Римини. Продолжение. Живопись и скульптура. http://akostra.livejournal.com/1258177.html
Часть 4-я: Городской музей Римини. Окончание. Итальянская живопись http://akostra.livejournal.com/1259080.html
Часть 5-я: Окончание прогулки по Римини http://akostra.livejournal.com/1260543.html
Часть 6-я. Рим. День первый. Начало обзорной экскурсии. Колизей и Форум. http://akostra.livejournal.com/1261055.html
Часть 7-я. Рим. День первый. Продолжение обзорной экскурсии. Форум и Капитолийский холм http://akostra.livejournal.com/1261754.html
Часть 8-я. Рим. День первый. Окончание обзорной экскурсии. Площадь Венеции-площадь Навона http://akostra.livejournal.com/1262826.html
Часть 9-я. Рим. День первый. Вечерняя прогулка http://akostra.livejournal.com/1266464.html
Часть 10-я. Рим. Что мы не увидели. Квартал в стиле "модерн" Quartiere Gino Coppedé http://akostra.livejournal.com/1266735.html
Часть 11-я. Что мы не увидели. Неаполь и Помпеи. Часть 1-я. Неаполь и Геркуланум http://akostra.livejournal.com/1267244.html
Часть 12-я. Что мы не увидели. Неаполь и Помпеи. Часть 2-я. Помпеи, Капри и ещё Неаполя http://akostra.livejournal.com/1267868.html
Часть 13-я. Рим. Базилика Санта-Мария-Маджоре. http://akostra.livejournal.com/1269817.html
Часть 14-я. Музеи Ватикана. Часть 1-я. Музей Пия-Христиано и Пинакотека. http://akostra.livejournal.com/1270219.html

Италия-2017, Грифон, Скульптура, Я фотограф, Просто я

Previous post Next post
Up