Я тут уже много раз пытался передать свои впечатления от, в общем-то, настоящих джунглей - влажного заболоченного леса севернее Крипецкого болотно-озерного массива. Удивительно, но там раньше если уж и не "кипела жизнь", то во всяком случае имелась какая-то дорожная сеть, на сегодняшний день достаточно безответственно указанная ка картах Генштаба. В итоге мы с моим другом Сергеем лет пятнадцать назад там сильно заблудились, и впечатления наши тогда остались самыми тяжелыми - непроходимо... За последний пять лет я предпринял несколько попыток эту дорожную сеть "распутать", для начала попробовав
с восточной стороны, и уперся в затопленные заросли метрах в трехстах от оплота порядка среди хаоса - узкоколейной железной дороги. Ее, правда, при "демократии" растащили на металлолом, но насыпь-то осталась! Потом, в прошлом году в марте, я прошел очень важный участок
с запада от деревни Поддубье до этой самой узкоколейки. Оставалось чуть-чуть - пройти по трассе дороги, указанной на карте, восточный и центральный участки. Что мне почти удалось - пройти, но - не найти дорогу! Это я
проделал прошлой осенью, "налегке". Тогда я так и не понял - а вот была ли та осенняя попытка успешной? Да, я, конечно, прорвался тогда через джунгли, но вот только даже и намека на дорогу на этом "участке прорыва" не имелось, южнее - непроходимый и жутковатый
"танцующий лес", куда я однажды попал в начале апреля, а севернее - нечто малопонятное, болото, но на нем имелась лосиная тропа, которая тогда и вывела меня на старую дорогу.
И все же оставался небольшой фрагмент, метров двести, где была полная неизвестность - проходимо ли там хоть как-нибудь? Но ведь дорога-то указана! На карте Генерального Штаба!
И вот для решения этой задачи собралась совершенно замечательная команда, три велосипеда и квадроцикл с экипажем из двух человек, вооруженных бензопилой. Как и было первоначально запланировано, мы собрались в двенадцатом часу дня почти на самой границе обитаемого мира, в деревне Троицкая Гора, километрах в сорока от Пскова. Вот - четверо участников. Пятый, то есть я, фотографирует... Экспедиция намечалась неординарная!
Мы довольно быстро прошли знакомым путем - Троицкая Гора, Ганькино (последний километровый столб), Черемша, где живут два человека - баба Фрося, которую я зашел поприветствовать и пожелать здоровья, и дед Сергей, который просто помахал нам рукой из окошка. В Черемше заканчивается обитаемый мир, и начинается спуск к границе Затерянного Мира - нежилой деревне Поддубье.
Сейчас, пока нет травы, дороги еще вполне видны и проходимы. Ну - там я уже много раз был, и много фотографий сделано, читайте мой журнал, там много интересного.
В Поддубье возле дома с до сих сохранившимся фонарным столбом (ориентир!) надо поворачивать направо, как раз - в Водный Мир. Поначалу там имеется просто великолепная дорога, настоящий хайвэй, идущий по широченной песчаной насыпи, метров 25, рассекающей мангровые джунгли вокруг. Коллеги даже начали высказывать сомнение - а что тут такого-то, прекрасная дорога, почти парк! А все же рассчитывали на подвиг первопроходцев! Ну я-то знал, что все подвиги еще впереди, и немного волновался - а какая же последует у коллег реакция, когда мы продвинемся еще на пару-тройку километров?
Кстати, о насыпи. Я так до конца и не понял - то ли это естественная песчаная гряда, то ли артефакт какой-то исчезнувшей цивилизации. Очень уж ровные края, и очень уж дикие джунгли вокруг. Постепенно дорога становилась все уже и уже, появились первые упавшие деревья.
Там дальше будет серия довольно правильной формы холмов, напоминающих курганы. Очень может быть - раньше там жили люди, а непроходимый Водный Мир, возможно являлся для них весьма актуальной защитой от всяких там незваных гостей.
Очень скоро мы подошли к "отворотке" в сторону узкоколейки, и энтузиазма у двух Сергеев - экипажа квадроцикла - несколько поубавилось, поскольку начались первые серьезные завалы. Мы обсудили возможности прохода их тяжелой техники и пошли на разведку пешком. На всякий случай я дал квадроциклистам карту с возможным проходом на узкоколейку, но отправлять туда их одних как-то не хотелось, там недалеко, километр, но начальный заболоченный участок, как мне кажется, непроходим для квадра. Впрочем, ведь можно и просто вернуться, что я уже и делал не раз!
Но я знал, что первая серия завалов, самая тяжелая, продлится недолго, до болота, где просто не будет высоких деревьев. И тут началась весьма интенсивная "резня бензопилой"... Дело это очень тяжелое - расчищать заваленную дорогу. К счастью, первая серия завалов и правда - быстро закончилась, дорога несколько опустилась и даже с полсотни метров шла ниже уровня воды в заболоченном лесу, что вообще удивительно.
Я думаю, что это бобры когда-то построили плотину по "северной" обочине, и только поэтому дорога уцелела. Конечно, с плотины стекали и ручьи, постепенно размывающие дорогу, но они оказались даже весной не слишком глубокими, и после некоторых подготовительных процедур квадроцикл их успешно преодолел, мы же все восторженно аплодировали великому мастерству пилота.
Однако дальнейшие перспективы имелись весьма и весьма туманные, потому я оставил велосипед, взял рацию и пошел на разведку, через каждые сто метров докладывая группе о состоянии дороги, и, поскольку шел налегке, постепенно догнал одного из велосипедистов, Александра. Мы с ним дошли до "точки бифуркации", в которой дорога исчезала окончательно. Оставив Александра отдыхать и отдав ему рацию, я поспешил вернуться к основной группе, которая с усердием распиливала завалы. А меня терзала мысль - что же будет дальше? Неужели придется валить просеку через затопленный лес, без намека на дорогу? Не вариант...
Пока я бегал туда-сюда, пока искал велосипед, пока тащил его по следам квадроцикла - вся группа подошла к той самой, простите мою латынь, "точке бифуркации". От нее я осенью дважды проходил дальше, до насыпи вдоль дренажной канавы (как-то проблемно выходящей к узкоколейке), по двум "маршрутам", условно говоря, "южному " и "северному", но оба они, очевидно, малопригодны для квадроцикла. Ну а сами квадроциклисты, увидев впереди единственный более-менее незаросший проход, ведущий прямиком на русло заболоченного ручья - прокомментировали ситуацию не слишком цензурно.
Мне ничего не оставалось делать, как надеяться на чудо. Конечно, я попробовал идти по осеннему своему треку - но там все затоплено, да и заросли густые, не проехать будет. А оставалось всего-то метров двести до некоего урочища со следами не то хутора, не то партизанского лагеря, который я обнаружил в первый попытку - а оттуда уже есть дорога!
Я несколько заметался туда-сюда - не пройти, но тут, как и в прошлый раз, заметил лосиную тропу, пошел по ней до очередного ручья, а там, на ручье - обнаружил следы дороги! Известно, что на бродах они сохраняются очень и очень долго! Теперь надо было очень внимательно смотреть вокруг - есть шанс найти дорогу! На следующем броде следы дороги имелись еще более отчетливые, заросли стали редеть - я вышел на знакомое урочище! Победа... Дорога здесь есть, да только вот с картой она не совпадает совсем. Похоже, что те, кто занимался съемкой, не захотели ноги мочить и провели трек наобум, напрямую. Бывает... Ну или - это сделано с целью сознательной дезинформации потенциального противника, такое тоже приходилось наблюдать
Я вернулся к группе и оправил Александра и Дмитрия на брод, попросив их держаться лосиной тропы, сам шел сзади и корректировал продвижению по своему свежему трек на навигаторе.
Ну дальше - дело техники! Квадроциклисты распилили пару-тройку не самых тяжелых завалов, переправились через очередной брод и вскоре уже с триумфом въезжали на знакомое мне урочище.
Оставалась последняя водная преграда - болотный ручей восточнее урочища. Там, правда, имеется пешеходный мост из пары жердей, а вот квадроцикл? Но мастерство пилотов победило! Совсем скоро мы вышли на некогда оживленную дорогу Захолустье - Воскресенщина, там все уже знакомо наизусть, устроили небольшой привал и сходили пешком на экскурсию к еще одной дороге, накатанной и с колеями, которая как-то мгновенно исчезает в Водном Мире, даже и брода никакого уже не видно.
Ну - теперь на юг, к цивилизации! Последний брод, через заплывшую илом дренажную канаву, я заранее разведал за пару дней до этой нашей экспедиции, и никаких сюрпризов быть уже не могло.
Оставалась сущая безделица - вернуться. Спасибо всем за содействие, Сергеям - за расчистку дороги, Александру и Дмитрию - за фотографии.
Ну и - кто смелый? По синему треку можно проехать теперь не только на велосипеде!