предыдущий пост Заканчивался март 2017 года, и я, выучив наизусть все имеющиеся карты и расставив великое множество пометок на навигаторе, решил попробовать еще раз - пройти через Водный Мир, или до Поддубья, или до Шушпанова - как получится. Разумеется, анализ спутниковых снимков не радовал, но вроде как все мои запланированные треки шли слегка в обход наиболее гиблых мест.
Для начала надо было доехать до Крипецкой узкоколейки. Ехал я через Торошино, и свернул несколько раньше, у заброшенных корпусов торфозавода, от которых наверняка должна была идти ветка к основной линии.
Собственно, насыпь узкоколеечной ветки не дошла до магистрали и прервалась на какой-то "новодельной" канаве, через которую я с большим трудом перелез вместе с велосипедом, и тут, к своему изумлению, увидел на болоте настоящий футбольный стадион - с воротами, флагштоком, табло! Это было похоже на галлюцинацию...
После моста через "магистральный канал" насыпь разобранной узкоколейки стала едва различимой, а накатанная внедорожниками колея шла то рядом с ней, то - по ней самой.
Скоро я уже ехал мимо озера Ширицкого (а точнее, того, что от него осталось после осушения в 60-е годы), а значит - скоро поворот на Запад, и будет моя "исходная точка" на этом маршруте.
После озера накатанная колея повернула куда-то влево, а насыпь оказалось перекопанной довольно глубокой канавой. К счастью, через нее были переброшены две березовые жердочки, по которым я не без дрожи в коленках перенес велосипед.
Ну а примерно через полкилометра и сама узкоколейка поворачивает налево. На картах очень смешно - под прямым углом, на самом же деле довольно плавно, с радиусом метров в десять. А главное - дальше, за поворотом, имелась дорога в нужную сторону, обозначенная на всех картах!
Поскольку там сразу начинался водный лабиринт, то я заранее закатал штаны и обул свои дырявые "водоходные" кроссовки. Правда, метров 500 можно было пройти не замочив ног. Более того - я нашел обозначенную на карте дорогу, вполне еще вменяемую, с четко обозначенными колеями и вела она, в точном соответствии с картой, на брод через речку. И брод был виден очень даже отчетливо.
Правда, глубина оказалась почти по пояс, пришлось раздеваться и переходить в два захода - сначала одежда, потом велосипед. Лед в центре был совсем протаявший, а у берегов уже ломался под ногами. Кромка льда, протаявшая на стремнине, была довольно острой, и я немного порезал ноги при первом проходе - не сразу догадался разбивать его пятками.
Вот я перенес одежду и фотик, а велик еще на той стороне - если сумеете разглядеть.
К сожалению, на броде дорога и заканчивалась. Дальше начинались мангровые заросли и водный лабиринт. Всего несколько сотен метров, но, как очевидно - непроходимых. Нет, ну в самом крайнем случая, спасая свою или чужую жизнь, там, конечно, пройдешь, но - удовольствия от этого уже не получишь.
На этом можно пока поставить точку. Вот моя карта проходов по Крипецкому Болоту и обходов Водного Мира (именно тех, которые вовсе не очевидны на доступных спутниковых картах), актуальная на сегодня - апрель 2017.
Последний вопрос - как же так все это получилась? Ведь на карте - сеть лесных дорог, и это, судя по тем фрагментам, которые прилегают в Водному Миру - были настоящие хорошие дороги! И должны же быть видны броды через ручьи в Водном Мире! Но - даже намека ни них я не обнаружил.
Рискну высказать предположение, что раньше, до 1944 годы, в том месте был обычный лес с развитой дорожной сетью, но потом, после постройки узкоколейки, насыпь которой сыграла роль дамбы, резко изменился местный гидрологический режим, отчего и сформировался Водный Мир, то есть разделенный островами на множество рукавов поток шириной около 600-700 метров и длиной около 4 километров, который и размыл дороги, после чего они пришли в негодность и нынче уже окончательно заросли.
Кто знает - как было на самом деле - поправьте меня, если я ошибаюсь!