1. Что лучше: отдаться чему-то целиком или строить жизнь как мозаику - где всего понемножку?
Однозначно, отдаться чему-либо целиком, хотя у меня получается все наоборот - всего понемножку. Хотя это точно очень хорошо в детстве, как у меня и было, когда я училась играть и на блок-флейте, и на пианино, даже чуть занималась музыкальной композицией, мастерила всякие поделки, участвовала в кукольном театре, в рождественских постановках, позже в школьной команде "что, где, когда", занималась волейболом, английским, французским, рисованием и т.д.).
2. Кто преподал тебе первый урок акварели?
Одна замечательная художница. Мне было тогда 13 лет и вдруг очень захотелось научиться рисовать. И вот, в церкви, мы с мамой познакомились с Людмилой Ивановной. Она училась в Электростальской художественной школе, закончила худфак в Ленинском пединституте, вернулась преподавать в Электросталь. В тот момент, когда мы познакомились, она начинала получать второе образование в богословском вузе; а сейчас - заканчивает учиться в нем на магистра.
Кончалась весна, и мы с родителями собирались уехать на все лето в Звенигород. Незадолго до отъезда, Людмила Ивановна пришла к нам в гости, и долго и подробно объясняла мне, как писать акварелью. Показывала, как на конце кисточки должна быть капелька, что такое заливка и т.д. У меня до сих пор хранятся рисунки, что она сделала в тот вечер:
Маленький пейзажик
и бокал (на котором она показывала мне, что такое рефлекс, тень, полутень, блик)
…тем летом я написала акварелью свои первые натюрморты, пейзажи (с видом на Саввино-Сторожевский монастырь и на церковь Успения, для которой создавал свои иконы Рублев), а осенью приняла участие в конкурсе «Прошлое, настоящее и будущее». Это уже отдельная история, закончившаяся тем, что я с середины года оказалась в первом классе художки, а еще через полгода была переведена в 3 класс…
А Людмила Ивановна почти сейчас не рисует. Она пишет дипломную работу о современном православном храме, а, главное, потрясающе руководит группой Электростальских скаутов, придумывает для них всевозможные захватывающие игры, интересные праздники, увлекательные задания и поездки, и ведет молодежную группу при церкви.
3. Что тебя раздражает, а что радует в современном искусстве?
Радует:
- открытые концы в книгах, игра автора с читателем/зрителем, цитатность, аллюзии, которые делают произведение многогранней и заставляют больше читать литературу прошлых веков (как у Фаулза в «Женщине французского лейтенанта», где каждая глава написана под одного из писателей викторианской эпохи).
- просто конкретные писатели, художники (Фаулз, Барнс, Peter Carey, Штейнберг, Маркевич, …)
Самое основное, что раздражает (в изобразительном искусстве, в остальном я разбираюсь еще хуже) и вызывает непонимание:
от художника ожидают только концепции, профессионально рисовать (на Западе) умеют в основном только аниматоры и иллюстраторы. А о постоянной работе над собой, над своим мастерством, об умном труде, о вырабатывании своего стиля и миропонимания, подкрепленного годами жизни и опыта, вообще речи не идет. В результате - слишком много умствования, текст к картинам/инсталляции важнее, чем сам визуальный ряд, банальные, поверхностные, скучные мысли выдаются за сложную, глубокую философию. Иногда кажется, что искусством можно называть все что угодно, кроме самой картины.
И еще. Сразу, с первых шагов, требуется свой, неповторимый стиль - на мой взгляд, подход совершенно неправильный. По крайней мере, противоречащий тому, что видишь, изучая историю искусств.
4. Белая ворона - обречена?
Отнюдь нет. Первая ассоциация - Владимир Буковский. Он ни разу не поступался совестью, отсидел в СССР за инакомыслие несколько сроков, часто встречал непонимание, но итог - по большому счету счастливый. Ощущение своей инаковости может кого-то сломить, а в ком-то укрепит дух, характер. И если человек во всем следует своей совести, своим ценностям, то нет и обреченности.
А в более простых случаях: человек, не похожий на других в одном коллективе, как правило, находит единомышленников в другом месте.
5. Самая мучительная книжка в твоем детстве?
Первая мысль - не было такой. Но потом подумала-подумала и вспомнила. Я учила французский и знакомая присылала из Франции детские книжки на французском. В том числе и «Apres la pluie le soleil» (После дождя - солнце) графини де Сегюр. Эта графиня, урожденная Ростопчина, дочка того самого графа, что был губернатором Москвы во время войны с Наполеоном, большую часть жизни прожила во Франции и написала множество книжек - повестей о детях для своих племянников. Самые удачные, с интересным сюжетом и наименее сентиментальные, были переведены на русский («проделки маленькой Софи», «Каникулы»). Данная же книжка была уж очень наглядно-поучительной, без картинок, а мама заставляла меня читать ее на летних каникулах. В общем, книжку эту я так и не дочитала, хотя другие опусы графини де Сегюр после читала с удовольствием.
6. Гений - награда или наказание для человека?
Это, в любом случае, тяжелая ноша. Чем она обернется от человека, будет зависеть от него самого. И, наверное, гениальность не дается тем, кто заведомо ее не сможет вынести.
Правила:
Если вы хотите спросить, тогда:
1. Оставьте комментарий, где пожелаете ответить на 6 моих вопросов.
2. Я задам вам 6 вопросов.
3. Вы поместите в свой журнал мои 6 вопросов со своими 6 ответами.
4. Вы включите в запись эти правила.
5. Вы зададите другим людям по 6 вопросов, когда они захотят быть пооткровенничать или наврать.