Отцов Стабилизационного фонда прибыло

Dec 13, 2010 22:43



Как история создания Стабилизационного фонда излагается сейчас:

А.Кудрин, 10 декабря 2010 г.:
«Далее - апрель 2001 года, когда я впервые выступил в прессе с этим предложением [создать стабилизационный фонд], хотя оно уже обсуждалось. Несколькими днями позже выступил Илларионов».
http://slon.ru/articles/511471/


Как было на самом деле:

11 октября 1999 г., А.Илларионов, Урок чести, Эксперт:
Попытки отказаться от обслуживания и погашения части государственного долга России (гак называемых советских долгов) подрывают действие базового института современного цивилизованного общес­тва - права частной собственности... Выполнение обязательств но нашему долгу нужно не столько Парижскому и Лон­донскому клубам. Это нужно в первую оче­редь нам самим - как подтверждение на­шей приверженности правилам цивилизо­ванного общества, как доказательство на­шего уважения права частной собственнос­ти, как знак уважения к себе, своим обязательствам, своему слову. Нам самим как-то даже невдомек, что хорошо учиться и прилично вести себя нужно не столько для ро-дителей или учителей, сколько для самих себя... Если мы хотим, чтобы рубль когда-нибудь стал пользоваться хотя бы частью того доверия, каким пользуется сегодня американский доллар, то следует помнить, что корни такого доверия лежат в уважении российскими властями своих собственных обязательств.

Конец апреля 2000 г.:
В конце апреля 2000 года, практически сразу же после назначения на должность советника, я вынес на обсуждение коллег предложения по мерам противодействия «голландской болезни» - сдерживанию государственных расходов, формированию стабилизационного фонда, опережающей выплате государственного долга. Для их обсуждения Путин созвал экономическое совещание - это было уже после его инаугурации и вступления в должность 7 мая 2000 года. Когда на совещании, на котором были Путин, Касьянов, Волошин, Кудрин, Греф, Козак, я впервые стал говорить о «голландской болезни» и тех вызовах, которые она ставит перед страной, меня никто не понял...
http://www.iea.ru/publ.php?id=9

29 ноября 2000 г., Андрей Илларионов: мировая рента, внешние долги и экономический рост - власти не сумели сложить этот пазл:
Поэтому платить по долгам Парижскому клубу - это единственный и наилучший способ преодоления "голландской болезни" и создания предпосылок устойчивого роста. Итоговый вывод из истории необычайного и счастливого для российской экономики 2000 года Илларионова таков: управление экономическими процессами в стране с открытой экономикой, каковой ныне является Россия, требует специфических навыков и специфического инструментария, является сущностно иной задачей, чем управление закрытой экономикой.
http://old.polit.ru/documents/377255.html

Апрель 2001 г. (работа над статьей закончена в феврале 2000 г.) Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором. Вопросы экономики 2001, №4:
С позиции платежного баланса необходимый результат может быть достигнут при реализации комплекса мер по следующим направлениям:
... - изменение структуры бюджета, включая разделение федерального бюджета на две части: бюджет традиционных доходов и расходов и фонд экстраординарных доходов. Доходы такого фонда должны формироваться в зависимости от конъюнктуры мирового рынка и напрямую зависеть от меняющихся цен на основные российские экспортные товары.
http://www.iea.ru/article/publ/vopr/2001_4.pdf

3 апреля 2001 года, Послание В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации:
Считаю, что следовало бы перейти к формированию бюджета из двух частей...
Другая часть бюджета должна строиться на источниках доходов, связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Она может формировать резерв для обеспечения стабильного развития в менее благоприятные годы, а также для решения масштабных стратегических задач. По этой части возможны и должны обсуждаться и поправки, и замечания. Полагаю, что такого рода разделение бюджета позволит предотвратить «проедание» дополнительных доходов.
http://www.kremlin.ru/text/appears/2001/04/28514.shtml

Май 2001 г.:
Минфин не сразу проникся этой идеей, вспоминает президент и председатель правления «ВТБ 24» Михаил Задорнов: «[Депутаты бюджетного комитета Госдумы в 2001 г.] внесли законопроект о создании стабилизационного фонда. Но Министерством финансов на первых порах он не поддерживался».
http://www.prorazvitie.ru/show.php?action=show_stat&mykey=1215

Июнь 2001 г.:
По сути, внесенный Минфином вариант предполагает построение бюджета без стабилизационного фонда, создание которого было предложено Владимиром Путиным в Федеральном и Бюджетном посланиях... Андрей Илларионов предлагал строить бюджет из расчета средних доходов за последние годы, т.е. не "отталкиваться" от требуемых расходов, а заведомо ограничить их уровнем наших обычных доходов в не самые удачные с точки зрения ценовой конъюнктуры годы, а все остальное считать "мировой рентой" и направлять в стабилизационный фонд... Как это не раз уже было на протяжении года, позиции Минфина и Андрея Илларионова по вопросам построения бюджета-2002 (видимо, именно Илларионову принадлежит заслуга убеждения президента в необходимости создания фонда накоплений) сильно разошлись... Илларионов, выдвинувший идею аккумулировать сверхдоходы бюджета в специальном фонде еще год назад, полагает, что источником фонда должны стать доходы от экспортных пошлин, от приватизации и использования государственного имущества, плюс поступления от погашения долга перед Россией...  Илларионов считает, что подход Минфина к формированию накопительного фонда обессмысливает всю идею. Кроме того, что Минфин предложил тратить накопления на инвестиционные программы внутри страны, он закладывает для фонда накоплений среднюю цену нефти за несколько лет ($18,5/барр), а не минимальную цену ($10-12/барр). Это значит, что за 10 лет сальдо фонда будет равно нулю: при падении цены нефти ниже среднего уровня накопления будут тратиться на сглаживание колебаний. Минфин, наоборот, высказывает опасения, что вариант Илларионова "приведет к сокращению расходов на 1-1,5% ВВП". 
http://old.polit.ru/documents/422008.html

15 июня 2001 г.:
НГ: Перейдем к бюджету. Почему правительство не согласилось пойти на реализацию предложений президента и его помощника Андрея Илларионова по разделению бюджетов?
А.Кудрин: Во-первых, нельзя смешивать указания президента в бюджетном послании и взгляды на решение той или иной проблемы помощника президента... Необходимо понимать, что социальные выплаты задают определенный уровень непроцентных расходов. И если формировать бюджет исходя из цены на нефть в 11-12 долларов за баррель, то, с одной стороны, это создает хороший запас для беспроблемного обслуживания государственного долга, но с другой стороны, цена вопроса в абсолютном выражении означает практически полное прекращение на федеральном уровне финансирование культуры, образования, здравоохранения вместе взятых. То есть не будет в федеральном подчинении ни вузов, ни клиник, ни учреждений культуры. При этом, мы будем вынуждены сокращать численность армии без повышения довольствия остающимся военнослужащим. 
http://www.ng.ru/ideas/2001-06-15/8_kudrin.html

4 февраля 2003 г.:
К 15 февраля министр финансов Алексей Кудрин обещал представить в правительство предложения по созданию стабилизационного фонда. Идею создания такого фонда президент Владимир Путин озвучил почти два года назад - в апреле 2001-го... Идея президента, подсказанная ему экономическим советником Андреем Илларионовым, Минфину сначала понравилась... Стабилизационный фонд (первое время его возвышенно именовали фондом будущих поколений) казался эффективным способом борьбы с депутатами и их ежегодными попытками пустить дополнительные доходы бюджета на свои популистские цели... В Минфине сейчас заново изучают зарубежный опыт и отказываются говорить об имеющихся наработках. По информации "Известий", степень проработки вопроса не намного глубже, чем два года назад. Более того, стабилизационный фонд в его классическом понимании в России вряд ли может появиться. 
Формально поручение президента было выполнено. Но финансовый резерв в виде никем не контролируемых остатков на счетах казначейства, которые предназначались для выплат по долгу в 2003 году (и были благополучно потрачены на зарплаты бюджетникам и прочие, одному Минфину известные цели), не имел ничего общего с классическим стабилизационным фондом. Изучив зарубежный опыт создания аналогичных структур, правительственные экономисты тяжело вздохнули: в России такое делать нужно, но уж очень сложно. Сегодня с ними соглашаются и неправительственные экономисты. Они опасаются, что новая волна дискуссий о стабилизационном фонде завершится двумя строками в Бюджетном кодексе, где будет наконец прописано, куда должны тратиться средства финансового резерва. Источники, близкие к Минфину, не исключают, что стабилизационным фондом назовут усовершенствованную (более прозрачную) модель финрезерва, средства которого будут по-прежнему тратить на погашение основной части внешнего долга. С фондом же, по словам источников, даже "концептуально" ничего не понятно. 
Заместитель директора Института экономики переходного периода Сергей Синельников: Законопроект "О стабилизационном фонде" был подготовлен нашим институтом в 2001 году по заказу Минфина. Нареканий он не вызвал, тем не менее так и остался проектом, единственным по данному вопросу. Последние месяцы из Минфина к нам не обращались, и я не думаю, что там ведется какая-то работа. Может получиться, что разговоры вокруг фонда закончатся поправкой в Бюджетный кодекс, в котором пропишут направления расходования средств финрезерва - то, что правительство должно было сделать год назад. Единственный, с кем мы обсуждали в декабре тему стабилизационного фонда, был Международный валютный фонд, который удивлялся: почему российские власти забросили эту идею. Все понимают, что стабилизационный фонд России нужен, но он требует слишком много организационных усилий. Думаю, фонд появится только в случае политического решения. 
http://www.kadis.ru/daily/?id=5604 
http://legalru.ru/document.php?id=12881

25 июля 2003 г., Известия № 131, Желтая карточка. Владимир Путин напомнил Алексею Кудрину о стабилизационном фонде:
Вчера президент Владимир Путин повторил вице-премьеру Алексею Кудрину свое поручение двухлетней давности: сформировать стабилизационный фонд и откладывать туда допдоходы бюджета. О необходимости создать стабилизационный фонд Путин заявил еще в апреле 2001 года, обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному собранию. В правительстве тогда бросились изучать западный опыт, зарядили на работу ученых-экономистов. Потом помялись, повздыхали и тихо замотали президентское поручение... Один из "заряженных" правительством ученых объяснял "Финансовым Известиям", что нашим чиновникам психологически трудно принять закон, ограничивающий для них доступ к деньгам бюджета... Президенту и общественности был представлен финансовый резерв. Потом выяснилось, что финрезерв - это не что иное, как остатки на счетах казначейства, которыми правительство распоряжается по своему усмотрению.
http://www.hse.ru/pressa2002/?show=3113&selected=

Январь 2004 г.:
27.01.2004 г. председатель федерального правительства Михаил Касьянов подписал постановление "Об утверждении Правил перечисления в Стабилизационный фонд Российской Федерации дополнительных доходов федерального бюджета, остатков средств федерального бюджета на начало финансового года и доходов от размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации"... С данной целью Минфину РФ было поручено: открыть до 30 января 2004 г. в Центральном банке России счета для учета средств Стабилизационного фонда Российской Федерации (СФР).
http://www.polit.nnov.ru/2005/02/17/fund/

2004 г.:
В 2004 г. правительство стало откладывать деньги на черный день в стабилизационном фонде... Создание стабилизационного фонда - это продолжение народной мудрости «Готовь сани летом, а телегу зимой». Это Андрей Илларионов (в ту пору советник президента) комментирует в 2001 г. послание президента Федеральному собранию: тогда Владимир Путин впервые заявил о разделении бюджета на две части - для текущих расходов и для накопления на будущее.
http://www.prorazvitie.ru/show.php?action=show_stat&mykey=1215 
Previous post Next post
Up