Всего лишь через сутки после публикации
программной статьи на тему ликвидации украинской государственности Путину потребовалось выступить с
дополнительными разъяснениями по поводу того, что же на самом деле он хотел в ней сказать. Причем эти разъяснения появились на сайте Кремля вчера уже довольно поздно - в 22.15, причем после утомительного пятичасового марафона с Лукашенко. Что позволяет предположить, что данное событие не было запланировано заранее.
То, что произошло, не совсем обычно.
Во-первых, сама путинская статья, как мы
убедились, уже представляет собой достаточно развернутый и весьма детальный материал, предлагающий подробную картину мировоззрения и планов его автора.
Во-вторых, официальные СМИ активно взялись за информационное сопровождение путинского текста.
В-третьих, днем следующего после публикации дня Песков
провел брифинг, в котором не только предложил свои интерпретации «очень глубокой, очень сложной, мировоззренческой статьи», но и посоветал начать публичную дискуссию на поднятые темы.
Спрашивается, зачем же тогда потребовалась дополнительная информационная интервенция со стороны самого Путина, какая по очевидным причинам неизбежно снижает эффект от его первоначального материала?
На ум приходят две возможные, причем не взаимоисключающие, причины.
Во-первых, могло выясниться (для Путина), что общественное обсуждение его глубокого материала сместилось в сторону, какая для автора представляется второстепенной, а главные месседжи, заложенные в его материал, либо оказались на периферии общественного внимания, либо вообще не были замечены обсуждающими. При этом даже помощь Пескова оказалась либо недостаточной, либо холостой, либо даже контрпродуктивной. В такой ситуации Путин был вынужден создать еще один информационный повод, чтобы перенаправить обсуждение в другое русло, обратить внимание своего главного адресата на более важные тезисы, остающиеся пока в публичной тени.
Во-вторых, с момента публикации статьи могло произойти что-то, что потребовало оперативной реакции самого Путина на это «что-то».
Знакомство с путинскими ответами позволяет предложить следующее объяснение.
1. Важнейшей частью
программной статьи о плане по ликвидации украинской государственности для Путина является не ее первый, исторический раздел (о трех основных частях статьи было рассказано во
вчерашнем посте), на котором, похоже, прежде всего сосредоточилось внимание публики, а третий - критериальный - о тех триггерах, какие Путин считает для себя (и какие он объявил для публики) ключевыми в его украинской политике - вплоть до оснований по применению силы к соседней стране.
Во
вчерашних разъяснениях имеются лишь проходные отсылки на, так сказать, историософские концепции «исторической России» и «единого-триединого народа». Главное внимание в них сосредоточено на другом - на политических требованиях к украинскому руководству и прежде всего непосредственно к президенту В.Зеленскому.
Во-первых, заметное место в своих ответах Путин уделил т.н. «проекту анти-Россия»:
...началась активная работа по проекту «анти-Россия», и это, конечно, не может не вызывать у нас определённого беспокойства.
Как
выяснилось, «проект анти-Россия», о существовании которого в Украине впервые узнали из статьи Путина, появился не в мрачном Средневековье, а в последнее десятилетие, он был создан не польскими панами и австрийским генштабом, а авторами ресурса «Столетие.ру», он популяризировался не ЦРУ и Моссадом, а неоимперцами Львом Вершининым, Михаилом Леонтьевым, Евгением Федоровым, Степаном Сулакшиным, Владимиром Марченко, Дмитрием Табачником.
Иными словами, как и отмечалось во
вчерашнем комментарии ХЭБа, Путин требует прекратить проведение Украиной самостоятельной внутренней политики, остановить движение украинского общества по пути свободы, демократии, мира, открытого общества и вместо этого направить его по авторитарно-агрессивному пути нынешней России.
Второе требование Путина относится к взаимоотношениям Украины с внешним миром, с ее союзниками и друзьями, с ее выбором для себя евро-атлантической интеграции:
...мы видим, что начинается военное освоение этой территории, вот что нас беспокоит. Я уже об этом высказывался неоднократно.
Иными словами, как и отмечалось во
вчерашнем анализе, Путин требует от Украины прекращения проведения самостоятельной внешней и оборонной политики.
Третье требование Путина сводится к легализации деятельности в Украине «пятой колонны», нацеленной на уничтожение украинской государственности:
...есть ещё некоторые обстоятельства, которые заставили меня именно сегодня выступить с этим материалом. Ведь на Украине очень много, миллионы людей, которые хотят восстановления отношений с Россией. Я уверен, это миллионы людей. А есть политические силы, которые выступают за эту нормализацию. Но, судя по всему, им не дают никаких шансов реализовать свои политические планы, их просто несистемным, неправовым образом устраняют с политической сцены. Кого-то просто убивают на улице, и после этого никто преступников не ищет. Или сжигают людей заживо, как это было в ходе трагических событий в Одессе. Закрывают общенациональные средства массовой информации, сажают под домашний арест, как сейчас происходит с [Виктором] Медведчуком. При этом органы власти на Украине принимают абсолютно неправовые решения даже вне рамок своей компетенции. То есть этим силам не дают никаких шансов на легальную политическую работу.
Иными словами, как и отмечалось во
вчерашнем материале, Путин требует от Украины прекращения проведения самостоятельной политики в сфере национальной безопасности.
В опубликованных
разъяснениях Путин не останавливается лишь на обнародовании своих требований. Он поясняет, что произойдет в том случае, если его требования не будут выполнены:
...я думаю, что наши озабоченности в конце концов будут услышаны теми, кто это делает.
...очень рассчитываю на то, что наши озабоченности будут восприняты всерьёз.
...то, что говорят сегодняшние [украинские] власти, они говорят не о народе. Они говорят о том выборе, который они сами для себя сделали [о раздельном существовании Украины и России]. Но это совсем не значит, что этот выбор является окончательным.
...на Украине очень много, миллионы людей, которые хотят восстановления отношений с Россией. Я уверен, это миллионы людей. А есть политические силы, которые выступают за эту нормализацию.
...люди, проживающие на Украине, вряд ли будут смотреть спокойно на тех сегодняшних правителей, которые приходят к власти под одними лозунгами, а потом перекрашиваются, как хамелеоны, и защищают совершенно другие позиции и, как правило, защищают интересы не украинского народа, а тех, кто руководит и оплачивает их пребывание у власти.
Иными словами, Путин заявляет, что в случае невыполнения его требований президента Украины В.Зеленского ждет свержение:
...миллионы людей, желающих восстановления отношений с Россией, не будут спокойно смотреть на тех сегодняшних правителей, пришедших к власти под одними лозунгами, а потом перекрасившихся и защищающих совершенно другие позиции, интересы не украинского народа.
Каким именно образом будет происходить то, что обещает Путин, он пока не поясняет - в виде ли заговора, переворота, майдана, сепаратистского движения, открытых военных действий. Но он прямо шантажирует Зеленского, нескрываемо угрожает ему его свержением.
Что же касается какого-то нового события, на которое Путину срочно потребовалось отреагировать, то претендовать на таковое может, кажется, только одно. Это прозвучавшие вчера днем
комментарии В.Зеленского по поводу путинской статьи. Их суть можно свести к легкому троллингу «старшего брата»:
1. Путин - молодец, что написал статью на украинском языке. Значит, мы все делаем правильно.
2. Всю статью прочитать еще не успел. Был занят более важными делами.
3. Оказывается, у Путина есть много времени на тщательную работу в архивах, но почему-то не хватает времени на встречу с украинским президентом. Я не знал, на что он тратит время. А сейчас вижу результат.
4. Подумаем, что теперь делать. Может, и ответим на эту статью.
5. Статью можно обсудить при личной встрече.
6. В путинской статье понравился термин «братские отношения». Напомнил отношения Каина и Авеля.
Судя по всему, комментарии Зеленского настолько возбудили Путина, что тот поспешил ответить обидчику разъясняющим его требования ультиматумом. Какие и появились вчера вечером.
Что же касается встречи, какой добивается Зеленский, то ее в ближайшее время Путин проводить не собирается:
Если есть желание подискутировать, думаю, что им нужно взять паузу, внимательно прочитать её сначала, эту статью, проанализировать, поднять документы...
Иными словами, прежде чем встречаться и дискутировать, Зеленскому надо вначале вчитаться в требования Путина, понять адекватно его угрозы, проанализировать предъявленный им ультиматум. И, очевидно, сделать необходимые выводы.
Происходящее летом 2021 года до боли напоминает события, происходившие ровно 13 лет тому назад.
Когда в июле-начале августа 2008 года югоосетинские сепаратисты обрушили огненный вал артиллерийских обстрелов на грузинские деревни в зоне конфликта, то в отчаянной попытке добиться мирного разрешения неумолимо развивающейся военной катастрофы президент Грузии Михаил Саакашвили безуспешно пытался связаться с президентом России. На все попытки грузинских официальных лиц дежурный офицер в Кремле бесстрастно отвечал: «Время разговора президентов еще не настало».
А в ночь на 6 августа 2008 года на территорию Грузии через Рокский туннель стали входить батальоны 58 армии Северо-Кавказского округа.