Предвыборная агитация: как это делалось в 90-е

Apr 27, 2017 12:04

Политические частушки, мемы и видеоролики середины 90-х




Агитационные материалы - из коллекции Государственной публичной исторической библиотеки России.

Выборы в Государственную думу II созыва 17 декабря 1995 года
Явка - 64,73%
Против всех проголосовали 2,77%

Фоном этих выборов было недовольство политикой Ельцина - его ощущали и те, кто прежде поддерживал демократов и экономические реформы. Разочарование вызвано не только отсутствием заметных результатов этой «шоковой терапии». Авторитет президента серьезно подорвала первая чеченская. Гибель солдат и мирных жителей казалась бессмысленной - федеральная власть, как показал захват заложников в Ставропольском крае летом 1995-го, не могла взять под контроль ситуацию в Чечне. Демократы уже не воплощали для избирателей однозначных надежд на перемены к лучшему. Назревал коммунистический реванш. Борьба на выборах шла между КПРФ и новой партией власти «Наш дом - Россия». Партия Геннадия Зюганова одержала сокрушительную победу, получив большинство голосов избирателей, ЛДПР заняла второе, а «НДР» - только третье место.

Списки кандидатов формировались по новым правилам. По новому закону о выборах, принятому летом 1995 г, их надо было разбивать на региональные группы, а число «федералов» не могло превышать 12: так боролись с засильем столичных кандидатов. Это самые многопартийные выборы в истории новой России - в избирательный бюллетень вошли 43 партии.

Казалось, в Думу стремятся все. Появились именные партии. Партия самоуправления трудящихся офтальмолога Святослава Федорова, «Блок Джуны», «Блок Станислава Говорухина», «Держава» оппозиционера Александра Руцкого.












В политику двинулись целыми гильдиями - и Ассоциация адвокатов, и объединение работников ЖКХ. Их обращение к избирателям звучало вполне откровенно: «Если Вы хотите выжить, поддержите в день выборов избирательное объединение “Союз работников жилищно-коммунального хозяйства”!»



Левых сил прибыло. Помимо КПРФ в выборах участвует блок «Коммунисты - “Трудовая Россия” - за Советский Союз». И тоже с календарем.






Образовались первые христианские демократы и первое общественное движение мусульман «Нур».






Явились откуда-то Национально-республиканская партия России (НРПР), Межнациональная партия, объединение «Стабильная Россия», Партия вкладчиков и блок «Дело Петра I».















Все составляют блоки и альянсы - гражданские с военными, чиновники с шоу-бизнесом, труд с капиталом. Принято фотографироваться на постеры «первыми тройками».












Впрочем, «первых лиц» списка размещают на постерах, даже если их целая дюжина - или чертова дюжина, которую, впрочем, от греха переименовывают в «крепкую».






Расцвет политики совпал с расцветом рекламного дела. В стране возник рынок, реклама превратилась из самодеятельности в профессию, и политика взялась за освоение актуального языка. Люди, умеющие делать рекламные ролики и музыкальное видео, оказались в эту кампанию особенно востребованы. В рекламных агентствах открывались отделения политической рекламы, появились фирмы, занятые исключительно политпиаром, политконсалтингом, политическими исследованиями («Никколо М», «Экспертиза», «ИНДЕМ», фонды «Политика», «Гражданское общество»). Политреклама из спонтанной, полусамодеятельной превратилась в систематическое занятие с ясной стратегией, специальным инструментарием и критериями для оценки результатов. Агитматериалы выборов 95-го - уже не плод случайного досуга, а результат вполне профессиональной деятельности.

На смену бледным листовкам и плакатам начала 90-х приходят изделия качественной полиграфии. Легкомысленный комикс, на который отважилась Республиканская партия, смелый ход Сергея Шахрая, рискнувшего увековечить себя на упаковке кефира - в образе ежика.






Начались эксперименты с цветом, шрифтом, композицией.









Копирайтеры наперебой сочиняли для партий стихи.















Появились постеры-пугалки - избирателя призывали сделать ответственный выбор в сложный для Родины момент.









Но возникла и обратная интенция - снять напряжение. Желание развлечь избирателя сразу выделило Партию любителей пива из рядов сурово насупленных конкурентов.












Но все же главный визуальный мем этой кампании - жест Виктора Черномырдина, премьер-министра и лидера «НДР», который привлек внимание к безликой партии власти и породил массу пародий и карикатур, не говоря уже о реакции конкурентов - частушки Константина Борового («Черномырдин на плакате / Ручки домиком сложил, / Чтоб не думал избиратель / Что он хрен на них ложил») в итоге придется снимать с эфира.



Видеочастушки Борового (лидер Партии экономической свободы сочинял их лично) - не только способ позабавить публику и тем привлечь ее симпатии, но и знак нового тренда: идти на выборы с музыкой. Даже у партии «Наш дом - Россия» появился свой, вполне легкомысленный, гимн.

«Женщины России» отнеслись к делу серьезнее: душевную песню для предвыборного клипа заказали матерым песенникам, композитору Александру Морозову и поэту Анатолию Поперечному. Впоследствии она войдет в репертуар Иосифа Кобзона.

Продолжение следует...

агитация, выборы, политреклама

Previous post Next post
Up