Железные дороги Якутии. Амуро-Якутская магистраль - АЯМ.

Jan 14, 2009 01:24

      Идея строительства железной дороги в среднее течение Лены - к Якутску, неизменно возникала всякий раз при планировании сооружения Байкало-Амурской магистрали. Еще в 1930-е годы головной участок будущего АЯМа (Амуро-Якутской магистрали) от Сковородино до Тынды был построен, но вскоре разобран - рельсы потребовались для войны.
      В 1970-е годы к АЯМу вернулись вновь. В 1975 году был восстановлен участок Сковородино-Тында, и сразу же началось сооружение новой линии: разъезд Бестужево - Нерюнгри - Чульман. 2 ноября 1976 года в Якутии впервые послышался гудок поезда, а через год - в октябре 1977, первый поезд пришел в Беркакит и Нерюнгри, к богатым угольным месторождениям.

Строительство двинулось дальше на север в 1985 году, когда значительная часть работ на БАМе была завершена и появилась возможность часть сил и средства перебросить на АЯМ. 287-километровый участок до ст.Алдан, пересекающий Алданское нагорье, был открыт 19 декабря 1992 года. Но развал страны почти заморозил все последующие работы.
      Лишь через пять лет, 16.08.1997, началось рабочее движение на 81-километровом участке Алдан-Томмот. В тот же год правительство Республики Саха (Якутия) решило взять вялотекущий процесс строительства в свои руки, образовав акционерную компанию "Железные дороги Якутии" и передав ей участок к северу от станции Нерюнгри-грузовые (да, да - "РЖД" он не принадлежит). К 2004 году удалось довести параметры этой линии к нормам, позволяющим открытие пассажирского сообщения. С августа 2004 года стал курсировать ежедневный пассажирский поезд №324/323 Нерюнгри-Томмот, имеющий в своем составе беспересадочные вагоны из Москвы, Хабаровска и Благовещенска. Расстояние в 368 километров он преодолевает за 8 часов, останавливаясь на всех станциях и разъездах по дороге: Нерюнгри-грузовая, Денисовский, Чульман, Чульбас, Тенистый, Хатыми, Огоньер, Таежный, Большой Нимныр, Селигдар, Косаревский, Алдан, Куранах.

В настоящее время построен и открыт для движения мост через Амгу, рельсы лежат дальше до разъезда Карбыкан (163 км от Томмота), обрываясь всего в 300 км. от Якутска. Открыть движение до Нижнего Бестяха и приступить к строительству железнодорожно-автомобильного моста через Лену планироваловалось к 2012 году, но финансовый кризис уже начал сказываться на сроках строительства.
      Сегодня линия АЯМ, в северной своей части проходящая по дикому Алданскому нагорью, является фактически малодеятельной - на описываемом участке обращаются одна пара пассажирских поездов в сутки + одна-две пары грузовых. Но ее перспективы огромны.



В вагоне поезда Нерюнгри-Томмот.



Дежурная по разъезду Большой Нимныр.



Маневры на ст.Томмот.



Пейзажи Алданского нагорья. Снег и холод. Холод и снег.













Пересекаем автомобильный АЯМ: трассу Большой Невер - Якутск.



Разъезд Большой Нимныр.



Никакой населенки нет - только станционные постройки.



Засыпанный снегом переезд.





Горы.



Вокзал станции Алдан. Она находится около одноименного якутского города, расположенного примерно в 70 км. от реки, давшей ему название - вот такой парадокс. Реку Алдан мы увидим в Томмоте.



Грузовые поезда на станции.



И наш локомотив - переделанная под дизель и электрооборудование General Electric половинка 2ТЭ10М. Обратите внимание на номер спереди.



Надпись на вагоне. Поезд обычно состоит из одного купейного, одного общего и одного плацкартного вагонов. По определенным дням к нему прицепляются вагоны из Москвы, Хабаровска и Благовещенска.



Автобусная остановка у вокзала в Алдане.



И трасса на Якутск, идущая параллельно железной дороге.



Аэропорт Алдан. Раз в неделю сюда прилетает самолет из Якутска, но местные жители предпочитают пользоваться автотранспортом (стоимость билета 2500 р. против 7800).



Южная горловина ст.Алдан.



Вид из окна поезда. Карьер у станции Куранах - ведется вскрыша месторождения золота.



Станция Куранах.



Высадка в Томмоте. К нему поезд пришел полупустой - почти все вышли в Алдане, в том числе и значительное число пассажиров до Якутска - по шоссе быстрее.



Закат. Светлого времени было всего 6 часов...



Вокзал ст.Томмот.



Паровоз-памятник в Томмоте. Примечательно, что как и на линии Тюмень-Коротчаево, паровозов здесь никогда не было и быть не могло.





Маневры.



Прогулка в левобережную часть Томмота.



До Якутска 450 км.



А на улице -38oC. В путь!
Previous post Next post
Up