Vérités et mensonges (Франция-ФРГ-Иран, 1973, реж. Орсон Уэллс)

Sep 05, 2012 09:57

Мокьюментари на тему индустрии фальшивок на рынке произведений искусства. Не копий, выдаваемых за оригиналы, а именно оригинальных произведений, выполненных в манере того или иного знаменитого художника.
Полфильма нам доказывают, что некий проживающий на Ибице господин Элмир без фамилии подделал треть всех Матиссов, Модильяни и Пикассо. Затем ещё несколько удачных пассажей расставляют всё по своим местам - да, Элмир годами рисовал шедевры за всех кассовых художников, но бизнес на этом создал не он.
Итог фильма вовсе не в доказанности или недоказанности вины конкретно господина Элмира в обмане публики. Главное, безжалостно содраны розовые очки с глаз наивных зрителей. Во всём мире в музеях целые экспозиции составляются из фальшивок. Точка.

Вопрос о том, что есть искусство подлинное и вторичное, сценаристы Орсон Уэллс и Ойа Кодар тактично вынесли за скобки. В фильме обсуждается только социальное взаимодействие художника фальшивок с людьми из мира искусств и больших денег. Но дураку ясно, проблема как не купить фальшивку вместо подлинника остро стоит перед очень ограниченным кругом толстосумов. А нам, скромным блогерам, более интересны как раз общефилософские аспекты происходящего.



Кстати, вот и герои дня: Орсон Уэллс и Ойа Кодар.





А это - тот парень, который сделал состояние на поставке фальшивок Элмира в музеи.



А это - тот парень, который разоблачил Элмира. Он рассказывает подробности, а ручная обезьянка в это время нашла что-то вкусненькое. Лично для меня это был свежий чувственный зрительский опыт, потому что обезьянка шурудила в его ухе со всем пылом голодного существа, а мужик продолжал вещать без пауз:)



Размышлизм в контексте:
Подумалось, в России фильм Уэллса "Фальшивка" звучит как-то не так, как во многих других странах. Бесконфликтным выглядит.
У нас есть выражение "намоленная икона". То есть, если что-то сильно нравилось и продолжает нравиться, то оно ценное. Казалось бы, дело здесь в том, чтобы НРАВИЛОСЬ. А фигушки. Дело в том, чтобы МОЛИЛИСЬ. А на что молиться - не их ума дело; на что велят, на то и молятся терпилы православные. Поэтому современная русская культура на фальшивки опирается совершенно свободно и глиняными ногами их не считает. "Слово о полку Игореве", новодельный московский СуперХрам-бассейн, - покушаться на эти сомнительные святыни запрещено в законодательном порядке.
Но дело даже и не в них. Россия - одна из немногих стран, гений которой сумел создать подлинное искусство из откровенной фальшивки. Такое, на которое не надо приказывать молиться, потому что его полюбят искренне, безо всякого принуждения. Сначала Пушкин написал "Историю Пугачёвского бунта", где Пугачёв самолично и регулярно насиловал военнопленную красавицу, а потом и вовсе приказал расстрелять (спасибо, парням не кинул!). И только затем Пушкин сочинил "Капитанскую дочку", где бесприданнице Машке Мироновой в тех же обстоятельствах повезло сохранить девичью честь и выйти замуж по любви.
Искусство облагораживает собою любую ложь, и враки солнца русской поэзии о непорочной деве русского бунта звучат мощнее любой исторической правды. Так фальшивка превзошла оригинал. Впрочем, потом пришёл кинорежиссёр Прошкин, отправил Машку Миронову с тинейджером на сеновал и раскрыл тему сисек. Но не Пушкина же в этом обвинять.
На днях присоединилась к экскурсии в Константиновский дворец. Хотелось взглянуть на серебро из клада Нарышкиных. Но оказалось, что серебро - отдельно оплачиваемая экспозиция, а нам подсунули коллекцию Вишневской, которую купил господин Усманов и всучил доверчивому государству. Экскурсовод так и сказала: "На картине подпись "К.Брюллов", но она не настоящая. Наверное, КОПИЯ". Маленькая внутренняя Аджайя содрогнулась в глумливом ржаче, а снаружи я была серьёзна и вдумчива. Фальшивый Брюллов мне даже понравился.

1970-1979, арт-кино

Previous post Next post
Up