1 ноября в рамках Общероссийского Дня памяти жертв советских репрессий состоялась встреча с Симоном Эльевичем Шнолем, естествоиспытателем и исследователем судеб репрессированных ученых, автором книги «Герои, злодеи, конформисты отечественной науки», профессором кафедры биофизики МГУ, доктором биологических наук
Встреча проходила в часовне Свято-Филаретовского института. Несмотря на то, что среди гостей было много тех, кто не относит себя к верующим или церковным людям (включая самого Симона Эльевича), место встречи и обстановка никого не смущала. Очень быстро, благодаря удивительной силе обаяния Симона Эльевича, создалась дружеская, доверительная атмосфера. Встречу планировали посвятить теме борьбы за науку в условиях советских репрессий, но разговор получился гораздо шире.
Одной из основных линий разговора стала тема репрессий и судеб детей репрессированных родителей. Симон Эльевич - один из таких детей. Его отец Эли Гершевич Шноль - ученый и христианский проповедник - был арестован за лекции по христианской философии, которые он читал в Политехническом музее. Большая часть детства Симона прошла в самые страшные для страны годы репрессий и войны. Несколько лет с 1944 года он провел в детдоме. Вспоминая о детдоме и своих «братьях», Симон Эльевич поделился вопросом, над которым он давно размышляет: в каком возрасте человек попадая в детский дом, теряет свой облик, внутренний стержень, и почему в каких-то случаях этого не происходит, даже если ребенок попадает туда в довольно раннем возрасте.
Наравне со своими родителями, Симон Эльевич вспоминал людей, которые казалось бы случайно встретились ему в жизни, но по-настоящему повлияли на его судьбу. Например, директора детского дома Анну Сосновскую, благодаря которой, имея только 4 класса образования, Симон в 16 лет смог поступить в Московский государственный университет. Или уже университетского учителя и друга Сергея Евгеньевича Северина, по-отечески заботившегося о нем и даже спасшего его от ареста. Сергей Евгеньевич стал одним из героев книги «Герои, злодеи, конформисты...». Рассказывая о нем, Симон Эльевич называет его «конформистом», человеком который шел на многие компромиссы ради спасения науки и тех людей, которые были с ним связаны. Спасти удавалось не всегда, и стыдно, как признается Симон Эльевич, сейчас читать то, что приходилось писать и говорить Сергею Северину в публичном пространстве. И, конечно, было стыдно тогда самому Сергею Северину. Однако Симон Эльевич считает такой выбор тоже своего рода героизмом, самопожертвованием: «Чтобы с нами было, если бы не было его (Северина)». На встрече был поставлен вопрос о границе допустимого компромисса, на который, конечно, очень трудно дать однозначный ответ. Судья здесь - совесть самого человека и плоды его жизни.
В связи с воспоминанием о Сергее Егвеньевиче Северине Симон Эльевич рассказал и одну из трех историй о том, как он чудом спасся от неминуемой смерти. Обычно рассказывая эти истории, Симон Эльевич говорит свою знаменитую фразу: «Меня спас Бог, которого нет». На этот раз он почему-то сказал: «Я нечаянно выжил, поскольку Бог есть». На это неожиданное утверждение зал живо откликнулся нескрываемой радостью.
Читать далее