Актанышский район - важнейшая для татарской идентичности часть республики. Это малая родина Минтимера Шаймиева, здесь около 60 мечетей и ни одного храма. Пара некогда русских сел давно отатарена и от идеала тотальной моноэтничности район отделяет наличие всего лишь двух марийских сел.
Уездный Мензелинск и его сельская округа - напротив,
(
Read more... )
Опираясь на документы начала ХХ века, Исхаков свидетельствует о размахе татаризации чуваш и удмуртов после манифеста 17 октября 1905 г., сопровождавшейся потерей этнической самоидентификации среди исламизированных представителей данных народов: « Интенсивной исламизации продверглись жители чувашских селений Кукшим, Белая Волошка, Утеево-Биково, Сугуты Тетюшского уезда,.. Солдакаево Чистопольского уезда Казанской губернии, Старое и Новое Суркино, Казябаш, Новое Сережино, Алексеевка, Абдикеево, Рысайкино,Старое Ганькино, Николькино, Булантамак, Сумели Степанкова, Нижний Нурлат, Вороний Куст, Иглайкино, Сабакеево, Калмаюр Самарской губернии. «Отпадают» в ислам чуваши деревень Тенево, Полевое Байбахтино, Водоял (Уты) Цивильского уезда Казанской губернии, Старое Афонькино, Булантамак Самарской губернии... С 1905 по 1913г. ислам приняли удмурты селений Новый Кумор, Малый Юмь, Иштуганов, Сутер, Вежешур, Нижняя Русь, Лыя Пойкино Казанской губернии.» Кроме того, в мусульманство обратились бесермяне (этнографическая группа удмуртов) селений Юкамень, Досос, Иманаево, Кащур Глазовского уезда Вятской губернии
Reply
Reply
Reply
В Мензелинском уезде, читал, несколько марийских тептярских деревень так приняли ислам и отатарились.
Reply
Интересные процессы там проходили. ))))
Reply
Это 50-70-е
Да и сейчас почти все сельские марийцы и многие чуваши в Башкирии триязычны, т.е. знают татарский.
Reply
А не было ли в переселении кряшен на запад Уфимской губернии в конце XIX века (помимо основной задачи оторвать от прежнего окружения) еще и плана отделить ими "башкир-язычников" (марийцев и чувашей в сословии башкир) от соседства (и влияния) татар мусульман?
Reply
Leave a comment