Тринадцатая глава исследования "
Общественные кампании в интернете: опыт российских регионов", посвященная Пермскому краю.
Предыдущие главы:
Астраханская область,
Брянская область,
Воронежская область,
Владимирская область, республика
Коми,
Тверская область, республика
Марий Эл,
Калининградская область,
Краснодарский край,
Рязанская область,
Новосибирская область,
Омская область.
Пермский край
Пермский край - один из самыx большиx и населенныx регионов России. Здесь проживает 2,6 млн человек. Городское население равняется среднероссийскому показателю - 75%. Количество пользователей интернета в конце 2011 года здесь составляло 45%, что соответствует 500 тыс. домохозяйствам. В Перми же аналогичный показатель составил 81,5%, что соответствует 315 тыс. домохозяйств. Экономика Прикамья традиционно связана с крупным индустриальным производством, край включает в себя старый промышленный кластер, охватывающий сразу несколько районов и саму Пермь. Поэтому и блогеры тут - люди серьезные, в чем мы убедимся ниже.
Топовые блогеры края до сих пор сосредоточены в ЖЖ, хотя у большинства из топов есть аккаунты в социальных сетях (ФБ, ВКонтакте). Общественно-политическая тематика также остается уделом Живого Журнала. Упомянем, что в крае не все так плохо со СМИ. Здесь есть относительно независимые медиа-площадки: Новый Компаньон, «Пермские соседи», «Эхо Москвы в Перми», «Коммерсант в Перми», «Пермь. Безформата.RU».
О степени влиятельности Живого Журнала говорит тот факт, что как и в случае с частью федеральных блогеров, их журналы уже превратились в подобие СМИ: на них ссылаются, цитируют как первоисточник. Да и сами авторы в ряде случаев прямо пишут примерно такое в аннотациях к журналам: «Стараюсь выкладывать инсайд. То есть то, о чем не напишут в пермской прессе: истинную подоплеку событий. Неприкасаемых персон для меня нет. Запретных тем и цензуры - тоже» - пишет Константин Духонин (duxet).
Блогер Денис Галицкий (denis-galitsky) называет наиболее часто ссылающиеся на блоги издания: ПроПермь, БизнесКласс, Рифей и НеСекретно.
Интересно, что когда новым губернатором региона в 2012 году был назначен бывший глава Минрегионразвития Виктор Басаргин, то он поначалу заявлял, что блогов вести не будет. Это можно было трактовать как символический жест разрыва с практиками предыдущего губернатора Олега Чиркунова, очень активно ведшего собственный ЖЖ и твиттер. Однако вскоре новый глава Прикамья все же
завел Живой Журнал.
Сеть ВКонтакте в большей степени, по сравнению с прикамским сегментом LJ, остается местом обсуждения бытовых проблем. Хотя сообщество "Мой город Пермь" насчитывает более 150 тыс. участников. Своих влиятельных общественно-политических площадок (форумов) в регионе нет.
Оформленных клубов блогеров в регионе нами замечено не было, однако мэр Перми Игорь Сапко провел несколько встреч с частью влиятельных блогеров и твиттерян.
Как мы заметили в ходе исследования, прикамские топ-блогеры на какие-либо фракции по политическому или мировоззренческому признаку не делятся, а скорее испытывают чувство общности, что достаточно необычно. По крайней мере, в других регионах мы с такой солидарностью не встретились. А вот авторов ЖЖ из других регионов, даже если они пишут на актуальные для края темы, всерьез не воспринимают.
"Мы все ржем, когда Гельман говорил: мы тут в Перми. Его выгнали давно. Вообще серьезно не воспринимали. Какой он пермский блогер, какое влияние, на кого?", - удивляется вопросу блогер Галицкий.
Если прикамские блоги давно оседлали политические темы, то и противодействие властей пермским авторам тоже началось не вчера. Одной из первых громких федеральных историй стало
дело блогера Ширинкина, случившееся еще в 2007 году.
Тогда депутат и блогер Виктор Алкснис начал преследование филолога, автора лучшего блога Перми 2007 года Диму Ширинкина (tetraox) за краткий рассказ «Я вчера купил пистолет», опубликованный в личном блоге. Как ни пытался филолог объяснить, что текст этот - литературное произведение и не более того, правоохранительные органы в чистоту намерений блогера не поверили. Против него возбудили дело по ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» и через год - в 2008 году - присудили 20 тыс. рублей штрафа. Вины своей блогер не признал.
Спасти нерядового Агишева
Опрошенные нами эксперты и блогеры сходятся во мнении - самая яркая история в блогах за последние годы: попытка посадить («закрыть») болеющего сахарным диабетом блогера Андрея Агишева (agishev).
Наверное, не совсем правильно называть Андрея Агишева только блогером. В первую очередь, он представитель политического истеблишмента Прикамья. На момент заведения уголовного дела и начала интернет-кампании он был депутатом Законодательного собрания Пермского края. И этим, в том числе объясняется большая медийность его дела. Вероятно, высокий статус и крепкие семейные узы в конечном итоге и повлияли и на исход кампании, помимо заступничества сетевого сообщества.
За полгода до описываемых событий депутата
обвинили в незаконном предпринимательстве, в частности, в сдачу в аренду не принадлежавшей ему собственности на сумму 54 млн рублей. Дело было громкое, писали о нем много. Агишев сразу же обозначил свою позицию: состава преступления нет, так как помещения сдавались легально, с заключением договоров аренды.
Собственно кампания за освобождение политика началась сразу с момента ареста 2 февраля 2011 года. Помещен он был в краевую клиническую больницу в связи с обострением хронического заболевания. Человек он в Перми известный, поэтому о заключении под стражу сразу стали
писать местные СМИ.
И начал эту кампанию сам блогер, прямо с койки под конвоем. Уже 3 февраля в его ЖЖ появилось сразу четыре поста. В первом он
сообщил:
Это я, и это не я.
Я арестован, и я не арестован.
Я в ЖЖ, и я не в ЖЖ.
Эту запись я делаю вслепую. Я не вижу френд-ленту и не знаю новостей. У меня тут одна новость - изменение меры пресечения.
Драматизма ситуации добавило признание через несколько часов:
Я им нужен (родным - прим. ред.) там, а лежу здесь, прикованный наручниками к кровати, согласно требований ГУФСИН РФ - опасный, бл...дь, преступник!
В том же посте Андрей впервые публично, в блоге, сообщил, что болен диабетом. Поэтому и оказался в больнице, а не в камере.
Одновременно с постами в ЖЖ жена Агишева - Надежда организует в местном филиале "Интерфакса" пресс-конференцию на которой поясняет их с мужем позицию. Интересно, что на мероприятие приходит представитель обвинения Вадим Казаринов уже со своей правдой. Страсти накаляются и когда модератор конференции отказывает в предоставлении слова топ-блогеру Антону Толмачеву (legart). "Сказали, что это мероприятие для СМИ, а мы блогеры. После этого начался скандал, и разрешили блогерам задавать вопросы", - рассказал Толмачев.
Сдвоенный медийный "удар" из ЖЖ и пресс-конференции в один день делают "Дело Агишева" самым цитируемым событием в крае. Только количество репостов в тот же день превышает сотню. Выходит более 30 новостей в сетевых СМИ, около десятка статей.
Далее ЖЖ agishev ведется в четыре руки: самим Андреем и его женой. Чем-то их короткие и эмоциональные зарисовки, совместная активность напоминают "Бутырку-блог" и кампанию в защиту заключенного в тюрьму столичного бизнесмена Алексея Козлова, которую также координировала жена - Ольга Романова.
7 февраля о задержании пермского депутата
пишет федеральный топ-блогер Техномад: информацию ему передал duxet, указывает автор сообщения. И снова более ста репостов, около 500 комментариев.
10 февраля на лентах агентств и в блоге Агишева появляется информация о сумме залога по решению Пермского краевого суда - 5 млн рублей.
В этот же день Надежда Агишева пишет в блоге мужа, что "ЖЖ оказался эффективным средством распространения информации".
11 февраля залог был внесен, а депутат оказался на свободе.
"Низкий поклон вам, дорогие друзья, френды, все кто искренне, от сердца поддержал нас. Я, возможно сейчас излишне эмоционален, но без вашей поддержки у нас бы ничего не получилось. А ваша поддержка ко многому сподвигает и обязывает", - написал он вечером в блоге.
"Результат по кампании был. Блогера освободили. Губернатор Чиркунов испугался шумихи", - рассказал нам Духонин.
Однако уголовное преследование было продолжено и 11 декабря 2012 года его приговорили к двум годам условно с испытательным сроком два года.
Сам блогер и депутат Агишев на связь с нами так и не вышел. Его коллеги объясняют это просто. «Ему же дали два году условно. Он теперь крайне осторожен в контактах с кем бы то ни было посторонними», - сообщил нам Антон Толмачев.
Изменить закон одним постом
Когда член Градостроительного совета при главе города и по совместительству известный в крае блогер Денис Галицкий
писал 30 ноября 2010 года в своем ЖЖ типичную how-to инструкцию для "ленивой общественной активности": "Ты можешь спасти историческое наследие России, не вставая со стула!", он не рассчитывал на широкий резонанс. Галицкий сам признался нам в этом.
В инструкции рассказывалось, как обратиться к тогдашнему президенту Медведеву с требованием не принимать поправки в профильный закон о наследии, предусматривающие слишком широкое толкование термина "реконструкция".
Тем не менее, пост Дениса попал в поле зрения активного тогда столичного общественного объединения Архнадзор, которое занимается сохранением памятников архитектуры и истории в городах, прежде всего, в Москве. 7 декабря, в День Наследия его инструкция
появилась в ЖЖ Архнадзора. Оттуда разлетелась по дружественным Живым Журналам.
СМИ в распространении инструкции участия не принимали. Ссылку на нее нам удалось обнаружить только на сетевом ресурсе "Российская архитектура" archi.ru. Однако Денис насчитал более 100 перепостов сообщения, многие френды отвечали, что на их обращения по инструкции пришли официальные ответы: бумаги переданы в Министерство культуры, вопрос будет рассмотрен.
И через пару месяцев поправки действительно были отозваны. Остается гадать, какую именно роль сыграли обращения по инструкции Галицкого, но скорее всего, свою лепту этот пост в законодательный процесс внес.
Мешок мусора для мэра
Локальные победы блогеров случались гораздо чаще. Одна из самых интересных историй произошла в Перми осенью 2012 года. Ироничный пользователь ЖЖ maksim-perm 18 сентября 2012 года
поведал своим читателям о постоянных проблемах с вывозом мусора в своем районе. (Максим - один из самых читаемых пермских блогеров). А заодно продублировал сообщение из ЖЖ в Твиттер, где на него отреагировал мэр Перми Игорь Сапко. Градоначальник пообещал разобраться.
Но не разобрался. 19 сентября горы мусора продолжали лежать на своем месте. О чем и
написал снова блогер, назвав это не меньше не больше провалом политики мэра.
20 сентября чудо случилось: на свалку приехали чиновники, мусор вывезли, а забор покрасили в зеленый цвет,
отрапортовал блогер.
21 сентября Максим снова взял быка за рога:
предложил поставить второй контейнер для отходов. 28 сентября в его ЖЖ появился
пост, что второй бак появился в тот же день - 21 сентября.
Однако мусор регулярно вывозить так и не стали. И тогда блогер
решился на акцию: "Сегодня ночью, как ранее и обещал мэру Перми Сапко Игорю, я привезу мешки с мусором к евойному мэрскому кабинету".
И привез, что стало событием и для
СМИ и для
Живого Журнала.
Однако на нынешних чиновников и креативом не очень-то повлияешь. К зиме мусор снова вывозить перестали, пожаловался блогер, и снова пришлось Максиму
жаловаться чиновникам напрямую.
И только 20 февраля блогер
объявил о победе - с нового 2013 года "мусорку" стали убирать регулярно.
Конечно, сетевые кампании в Перми не ограничиваются представленными нами. Блогеры и здесь принимали участие в "белоленточном движении". А сбор средств на протест координировал в том числе и упоминавшийся нами блогер Антон Толмачев. Пермская блогерская тусовка влияет на власть, при этом репрессии в отношении блогеров имеют индивидуальный и окказиональный характер: пишущий о местной власти плохо не становится автоматически врагом и объектом преследований, как в ряде других российских регионов.