Sehr gerne blicke ich nach Venedig zurück, auf jenes große Dasein.
Goethe
Мы приехали в Венецию около 12 часов и начали, понятно, с площади Сан Марко.
День был слегка пасмурный, и мне показалось, что все здания будто бы обветшали, покрылись патиной.
Народу - тьма, но очередь на вход в собор шла довольно быстро. Точнее, это была очередь не в саму базилику, где по случаю великого праздника Успения Девы Марии (Ferragosto) шла месса и туристов не пускали, а на галереи. Потом удалось попасть и вниз и уже более подробно осмотреть мозаики. Но вобрать это в себя за столь короткое время невозможно. Тут надо жить и ходить в Сан Марко, как на работу, изучая его сокровища. Надо будет сюда непременно вернуться до отъезда.
Потом мы поехали к Риальто, вознамерившись отобедать там в хорошей столовой самообслуживания (которую мы нашли в прошлом году). Она, однако, оказалась закрытой, и нам пришлось раскошелиться на обед в ресторане “Омнибус”. Потом мы увидели, что совсем рядом с мостом есть еще одна столовая, но мы ее как-то сперва не заметили. Но, впрочем, обед был хороший и славное вино (да еще капуччино с тирамису!).
После обеда мы пошли искать церковь S. Maria dei Miracoli. Нашли ее довольно быстро. Она и вправду удивительно красива, но внутрь, увы, войти не удалось, так как по праздникам туристов в церковь не пускают. Я думаю, что мы сюда тоже еще вернемся.
От Мираколи совсем недалеко до S. Giovanni e Paolo, одной из самых прекрасных и грандиозных венецианских церквей. Примыкающий к ней госпиталь (тоже своего рода шкатулка, как и Мираколи) вдруг предстал перед нами:
Эта базилика была открыта, и мы довольно долго по ней бродили. Великолепие ее внутреннего убранства несказанно.
Около Дзаниполо (так сокращенно именуют эту удивительную церковь) мы выпили чаю в кафе и по Fondamenta dei Mendicanti пошли к Canale delle Navi, оказавшись напротив острова и кладбища Сан Микеле.
Повернув направо, мы увидели - в некотором отдалении - церковь S. Francesco della Vigna, где побывали в прошлом году (там чудесный Беллини - “Мадонна с младенцем и святыми”), но решили пойти по Fondamenta Nuove налево, по направлению к Madonna del Orto. Путь нам преградила вода (Sacca della Miserecordia), и лишь в лучах Солнца, уже стремящегося к закату, увидали мы силуэт колокольни Орто с “мусульманским” куполом, придающим ей сходство с минаретом. Мы не стали обходить бухту и каналы, чтобы подойти к Мадонне дель Орто, а пошли в обратном направлении, чтобы оказаться у S. Francesco della Vigna. Там шла праздничная служба, и мы лишь недолго постояли у порога. Потом пошли через Scuola San Giorgio degli Schiavoni
и S. Antonio
к церкви S. Giovanni in Bragora, знаменитой тем, что в ней крестили Антонио Вивальди.
И это почти все: от Брагора рукой подать до главной набережной Венеции, откуда мы и начали наш круг. Сели на вапоретто и поплыли до Punta Sabbioni. Солнце зашло, но “торжественная ночь” еще не настала, и на западе, на фоне розового неба, выстроились силуэты венецианских куполов и башен. Я вдруг остро почувствовал совершенную необычность (и даже фантастичность) этого зрелища. Точно декорации какого-то вселенского театра; или Фата Моргана.
И правда: есть ли на свете город более фантастический?