Любой конкурс - это уже рассадник стрессов. Ещё и усугублённых соревнованием. Что само по себе порочно. Соревноваться в творчестве, которое по сути своей лишено объективности, как минимум странно. Но если вы зачем-то в это ввязались, научитесь бороться со своими страхами. Про самокарканье сказали. Теперь - жюри. Одна из неконтролируемых иллюзий выступающего, которую он зачастую сам же превращает в монстров. Для большинства конкурсантов жюри - абстрактное нечто, собрание зачастую даже незнакомых имён и лиц, зачем-то наделённых властью решать их, конкурсантов, судьбу. Ну так не наделяйте их магическими силами, представьте их кроликами, детьми в песочнице, гиппопотамами на роликах, кем угодно, - только перестаньте бояться.
Тех, кто по жизни выходит на сцену, можно с некоторой долей условности отнести к двум психологическим типам: к "марафонцам" и "спринтерам". Первые - это типичные концертники, они лучше чувствуют себя и раскрываются на длинных дистанциях - сольные концерты, сэты минут на сорок. "Спринтеры" - прирождённые конкурсанты. За одну-две песни они способны показать свою сильную сторону, не отвлекаясь на частности. Выступить ярко и сразу запомниться - жюри, публике, другим конкурсантам. Иначе говоря - показать номер. Именно им чаще всего достаются лауреатства, слоны и прочие плюшки. И именно среди них так мало тех, кто потом успешно собирает публику на сольные концерты и вообще - продолжает всерьёз этим заниматься.
Выбор одной-двух песен для "марафонца" - сущий ад. Он изначально настроен на постепенное, песня за песней погружение себя и других в свою творческую эстетику. И потому почти никогда не угадывает с репертуаром для конкурса. То выбирает самую сложную или замороченную песню, дабы продемонстрировать все свои таланты скопом, то самую простенькую - по принципу "так хоть все поймут", то самую новую - потому что хочется. Или того хуже - начинает гадать и подстраиваться под вкусы жюри, исходя из списка прошлогодних "лауреатов" или своём представлении, о том, что им вообще может нравится.
И правда - как выбрать одну песню, если она априори не раскроет весь ваш авторский (или исполнительский) диапазон? И не надо. Главное - выложиться в том, что выбрал. А выбирая, отталкивайтесь от того, что для вас важнее - ваше авторство или ваше исполнение. И будьте готовы к тому, что исполнение чаще берёт вверх, поскольку в конкурсных (да и вообще в сборных) концертах, воспринимаются не столько песни, сколько номера. И всё же главный совет, правило, заповедь, не знаю что: не подстраивайтесь! Особенно под жюри. Всё равно не угадаете, ошибётесь, не учтёте... Выбирайте то, что вам самому сейчас ближе, что больше всего хочется спеть. Только в этом случае вы споёте от души и получите свой шанс. Если выиграете - по делу. Если нет - будет не так обидно.
::
предыдущие серии ::