О том, что надо было начинать ещё вчера
Персонаж некогда знаменитого романа выражался так: «Время, которое у нас есть, - это деньги, которых у нас нет». Положение нового министра образования гораздо хуже. Денег у г-жи Васильевой тоже нет: ясно, что бюджет на образование не увеличат, - радоваться надо, если срежут не до костей. Но у неё, в отличие от Великого комбинатора, нет и времени. Образование в жестоком кризисе, его многочисленные болезни становятся всё менее излечимыми. Конечно, хорошо бы иметь единый план антикризисных действий, но его заведомо нет: прежнее руководство отрасли не видело в нём нужды, новое не успело его составить - да и само-то ещё не вполне сформировано. Зато есть немало важных дел, не требующих ни денег, ни особо сложной подготовки, и притом, что немаловажно, не чреватых публичными протестами, - и эти дела следует начинать незамедлительно, ибо никакой разумный план всё равно без них не обойдётся. Сколько я могу судить, по их поводу среди специалистов (естественно, кроме тех, кто делал и сделал карьеру на «реформе образования») особых разногласий нет. Позволю себе назвать некоторые из них.
Прежде всего, конечно, полный стоп. Немедленный мораторий на любые новые реформы и на имплементацию недавно принятых, но ещё не реализованных решений. В идеале пауза должна продлиться до публичного подведения итогов двадцатилетней реформы образования; на практике - хотя бы до того момента, как новое руководство определится со связным планом действий. Впрочем, в некоторых отношениях стопорить мало, нужно врубать «полный назад». Так, нужно срочно спасать то, что ещё можно спасти в педагогическом образовании, иначе останемся совсем без годных учителей. Вернуть в уцелевших педвузах специалитет, отказавшись от неуместного в них бакалавриата (то же верно и для вузов инженерных). Перейти от сокращения к посильному развитию региональных вузов - и тоже не только педагогических: столичные выпускники не поедут в провинцию ни учить, ни лечить, ни инженерить.
Далее, то, о чём уже много говорено: срочная дебюрократизация образования, как общего, так и высшего. Школьные и вузовские педагоги завалены идиотской писаниной, это нужно и, казалось бы, не так уж трудно прекратить. Увы, трудно. Скажем, и прошлый министр, Ливанов, вступая в должность, обещал быстро освободить учителей от лишней отчётности. Потом замолк на несколько месяцев: «научно изучал вопрос». Изучил - и издал указивку, что, мол, школа вправе отказываться от писанины по запросам чужих чинуш, не минобровских. «Так ведь львиная доля бумаг пишется именно по требованию Минобра?!» А это будете терпеть… Реформаторы образования были одержимы сверхконтролем - и деградация образования, которой сверхконтроль никак не помешал (а по мне, так и очень поспособствовал), есть достаточная причина, чтобы его прекратить. Нынешний разветвлённый аппарат Минобра требует всё большего потока отчётности, поскольку этот поток - и только он! - составляет базу существования и бесконечного разрастания самого аппарата. Значит, чтобы всерьёз сократить поток, нужно резко сократить и аппарат, и его претензии. Вспомнить, наконец, что папа Володи Ульянова заведовал народными училищами целой губернии - один; ну, на пару с письмоводителем. Вспомнить - и сократить «не на проценты, а в разы» образовательное чиновничество федеральное, региональное и муниципальное. Сэкономленные деньги - педагогам. Ясно, что дело это небыстрое, но начинать его, причём гласно, нужно немедля. (Именно здесь уместно подчеркнуть: я понимаю, что и предлагаемые здесь, и любые другие меры, всерьёз затрагивающие статус-кво, встретят жесточайшее сопротивление аппарата. Тут уж ничего не поделать: новому министру придётся нелегко. Будем надеяться, Васильевой даны достаточные полномочия.)
Дебюрократизация не только облегчит жизнь педагогов, но и заметно повысит их социальный статус, а это - задача абсолютно приоритетная: учить-то скоро будет некому. Я только что прочёл: на важной кафедре известного педвуза самому молодому профессору 58 лет; младше него лишь один доцент на полставки, ему 54 года - и это типичная ситуация. Молодые и способные бегут - не из страны, так из отрасли. О деньгах нужно говорить отдельно, но вопрос явно не только в деньгах. Сегодняшний статус педагога - что-то между охранником в гастрономе и бомжем - в огромной степени диктуется именно нечеловеческими условиями труда, созданными Минобром. Всякий чиновник обо всякого педагога в любую минуту может вытереть ноги - и вытирает. Дикие, нигде на свете не виданные нагрузки сопровождаются подчёркнутым неуважением к педагогической работе. Скажем, если курсовая работа студента засчитывается преподавателю как один час нагрузки, а диплом - как десять часов, то это не только профанация работы со студентом, но и открытое издевательство над лохом, готовым вкалывать на таких условиях. Да, я помню, «денег нет», но отменить-то - или хотя бы приостановить - действие указивок (особенно по «мониторингу эффективности»), на которых базируется это издевательство - можно же? И быстро это сделать - можно?
Сюда же - к вопросу, как не отпугивать от образования лучших, - относится и вопрос об атмосфере в учебных заведениях; особенно в вузах, но и в школах тоже. Времена, когда там наблюдался феодализм, вспоминают как сказку: там теперь рабовладение. Зажравшееся - и часто сомнительно честное - руководство всячески помыкает бессловесным и бесправным быдлом. Но и тут кое-что можно сделать быстро. Например, ввести предельное соотношение между доходом ректора (директора) и рядового преподавателя (учителя). Ну не должен ректор получать во многие десятки раз больше доцента - это безумие. Да, и хорошо бы мало-помалу, аккуратненько начать возвращение к выборам ректоров. Очень уж скверно зарекомендовала себя на ректорских постах масса «эффективных менеджеров». Хватит уже.
Понятно, что это далеко не все напрашивающиеся первоочередные ходы, но для начала сошли бы и эти. Ну и напоследок: сказанное не отменяет необходимости независимого анализа итогов так неожиданно завершившейся многолетней реформы. Жаль, что, насколько мне известно, такого анализа пока никто и не начинал.
http://expert.ru/expert/2016/37/o-tom-chto-nado-byilo-nachinat-eschyo-vchera/