Россия суверенитетом не торгует. © Плох тот русский, кто не слышал этой чеканной фразы Владимира Путина в ответ на робкое предложение Алексея Кудрина снизить уровень конфронтации с Западом во имя технологической и кадровой модернизации российского хозяйства. Мол, иначе не выйдет встроиться со своими новыми технологиями в мировые цепочки добавленной стоимости.
За такую завиральную идею бывший министр финансов и действующий глава ЦСР уже огрёб по полной программе от государственников, припомнивших ему все либеральные грехи. К сожалению, хулители не прочли дискуссию на Экономическом совете 25 мая даже в куцем репортёрском изложении, рефлекторно отреагировав на отповедь главы государства.
Меж тем
авторский вариант доклада, опубликованный сегодня, даёт основания полагать, что экономическая логика и здравый смысл в заявлениях Алексея Кудрина присутствуют. И в то же время его столбовая идея, выверенная в канонах современной экономической мысли, содержит один глубокий изъян.
Пересказывать доклад Центра стратегических разработок смысла нет. Ссылка выше, текст доступен, понять несложно. Можно сразу приступать к метанию критических стрел.
Собственно, главный изъян стройной концепции либерального экономиста - при всей правильности тезиса о том, что Россия не сможет в одиночку конкурировать с глобальной технологической кооперацией, и ей нужно создавать союзы с высокотехнологическими зонами мира - виден невооружённым глазом. Союз - дело двустороннее. Для него мало желания России, даже подкреплённого сдачей вновь обретённого суверенитета. Нужна ещё готовность другого союзника. А вот с этим очевидные проблемы.
США и ЕС отнюдь не горят желанием восстанавливать отношения с Россией и вкладываться в российскую экономику: обжегшись на молоке, дуют на воду. Китай, который уже можно смело включать в число высокотехнологических зон, пока рассматривает Россию в качестве поставщика ресурсов и не более того. При этом он весьма настойчиво выжимает максимально благоприятные условия для себя и своих компаний - см. его пожелание получить реальные управленческие рычаги в Роснефти в обмен на долю в капитале. Наконец, бурно растущая Индия, которую сейчас можно отнести к числу перспективных высокотехнологических зон, остаётся для России terra incognita.
Станет ли в этих условиях шансом на встраивание в мировые цепочки добавленной стоимости полное разоружение перед Западом?
Тоже нет - по тем же причинам. Даже если допустить, что прозападная часть российской элиты каким-то способом вынудит нынешнюю власть начать сдачу позиций, потребуется ещё согласие противной стороны эту капитуляцию принять. Неважно, на почётных условиях, или на унизительных - готовности Запада нет ни для того, ни для другого. Никому там не хочется наступить на те же грабли, что и четверть века назад.
Кажется, по-русски это называется куда ни кинь, всюду клин.
Остаётся утешаться лишь тем, что даже технологически отсталые страны как-то живут. Пакистан, Венесуэла, Колумбия, Нигерия - список можно продолжать. Процветанием там и не пахнет, конечно же, но и Адом тоже. У некоторых даже атомная бомба имеется.
Найдётся ли более реалистичный план для России?