Историю мирового христианства пишут совместно католики, протестанты и православные. И, ни одна ветвь, без другой не может составить полной картины Вселенской Церкви. Они, полемизируя между собой, выдвигают каждая свое видение Церкви, порой чрезмерно увлекаясь, даже яростно отрицают друг друга. Это нормально и допустимо в пределах словесной богословской полемики в поисках света Евангельской истины. Когда же такая полемика перерастает в государственную идеологию, каковой либо из доминирующих групп и та начинает гонения за веру иных не похожих, то это, ну все знаем, недопустимо, уродливо и отвратительно. Гонения искажают саму сущность самой прекрасной сути любой религиозной доктрины, ее идеи.
И еще, о спорах и полемике… В общем, споры между верами непреодолимы, но и нужны, более того необходимы как воздух. Благодаря протестантам и мы православные хоть изредка, да заглядываем в Библию. Если бы не они, то мы бы, расплывшись в пафосном пиетете, благочестиво-торжественных службах, так и ходили, не думая, бесконечными крестными ходами вокруг да около. В полемике растет и крепнет богословская мысль. А это сила и живость церкви! На то мы живые люди, что бы дискутировать. Общаться необходимо и полезно, во первых, для нас православных. Посмотреть непредвзято, как эти вражие сектанты, вне рамок(у нас) казенной, политизованной, пронизанной жутким формализмом Церкви(РПЦ), совершили тяжелый, волевой рывок к простоте раннехристианской общины живут, к простоте в обряде, простоте во Христе, живут и устрояют свой мир и приносят личный плод святости и добродетели окружающим их маловерующим людям. Православным, взглянуть на это непредвзято, очень и очень трудно, но и полезно…
У нас, православных, длительные, красивые, торжественные службы. В наших церквах, соборах, монастырях раскрывается та идея, что через служение видимой красоте, мы метафизически служим высшей невидимой Красоте.
Все должно быть в нашем разнообразном, искристом, цветистом, многоликом людском мире, поделенном на многоразличные группы и сообщества. Должно быть и бесстрастие и страстность... да, оно и так есть, нас не спрашивая. Православие мало занимает международная благотворительность и миссионерство. Это вовсе не значит, что ее у нас православных нет. Есть, но меньше, мало. Православие более устремлено в глубь, во внутреннее переживание своей веры, в метафизику души.
Ну, ничего страшного. Наш людской мир не безнадежен. Благотворительностью и миссионерством занимаются больше братья протестанты. Они то и восполняют пробелы в мировом христианстве.
Отец Филипп Парфенов прекрасно и пространно размышляет об этом:
http://pretre-philippe.livejournal.com/506390.html#t21305622 Пост, также, написан под впечатлением от записи писателя Станислава Сенькина. Он на фб недавно писал следующее:
Основная проблема верующих не в том, что они живут в своих субкультурах. Я прекрасно понимаю необходимость собраний для христиан и игнорирую те собрания, которые есть, по той причине, что "худые сообщества развращают добрые нравы". Проблема ваша в болезненной самоизоляции. Вы хронические больные, изолирующиеся от общества и чающие, что болезнь пройдет сама собой от фанатизма, называемого вами "верой". Православная среда напоминает сегодня Прокрустово ложе - тебя либо вытягивают, так, что жилы скрипят и глаза на лоб лезут, либо обрезают ненужное. Весь этот мазохизм называется "возьми свой крест". Но "иго Мое благо, и бремя Мое легко". Христианство должно освобождать, а не порабощать. Когда человек переходит на светлую сторону, воодушевившись добротой и радостью - уклоняется от Зла и творит Благо. Но ваша "свобода от греха" как прищепка на яйцах - болезненное вытягивание жил и веяние веревок. Борьба со своими чувствами и искажение собственной природы. Вот почему я избегаю ваших собраний, а не потому что считаю, что "Бог в душе" и собрания христиан не нужны в принципе.