Согласен, Илья. Добавлю, что тут ещё важен контекст - конкретный и общий. Цитируемое Вами стихотворение заканчивается так:
Уже не быть мне Борькой, не целоваться с Лилькой, опохмеляюсь горькой. Закусываю килькой.
То есть - некое юродство, горькое скоморошество, отнюдь не политическая декларация. Кроме того, если Чичибабин в других стихах пишет -
...Наточен топор, и наставлена плаха. Не мой ли, не мой ли приходит черед? Но нет во мне грусти и нет во мне страха. Прими, моя Русь, от сыновних щедрот.
Я вмерз в твою шкуру дыханьем и сердцем, и мне в этой жизни не будет защит, и я не уйду в заграницы, как Герцен, судьба Аввакумова в лоб мой стучит.
- то его отношение к Родине вполне понятно, и он имеет право на выражение яростного негодования порой, потому что это - часть его любви. Это я только про Чичибабина, Бабченко я не читал.)
Алексей, соглашусь с тем, что контекст, безусловно, очень важен. Но никакого юродства и скоморошества в процитированной мной части этого стихотворения я, признаться, не вижу.
Это государство посадило Чичибабина за стихи - еще совсем молодым.
"В моей дневной одышке, в моей ночи бессонной мне вечно снятся вышки над лагерною зоной"
И вот прошло четверть века - и мало что переменилось. Все то же вранье, все то же преследование вольной мысли, все та же травля несогласных, все то же удушье и боязнь высунуться. Поэту это еще невыносимей, чем остальным. Где же тут скоморошество? Это его отчаяние и горечь от того, что он видит вокруг.
И еще мне не очень понятно, когда Вы говорите "имеет право на выражение негодования". Всякий имеет на это право, с любовью или нет. Но у Б.Ч., да, это часть любви, несомненно.
И вообще
"Кто живет без печали и гнева / тот не любит отчизны своей" (Некрасов)
Потому, Илья, я и говорю не "скоморошество", а "горькое скоморошество". И потом, скоморохи - это далеко не только музыканты, акробаты и клоуны: они - в том числе - практиковали обрядовые формы "антиповедения", то есть были, в каком-то смысле, древнерусскими диссидентами, от чего имели серьёзные проблемы со стороны церковных и гражданских властей. Я в молодости серьёзно занимался фольклором, так что "скоморох" для меня - это не шут гороховый, а гораздо больше. Что же касается "имеет право на выражение негодования" - это, конечно, фигура речи. Разумеется, каждый имеет право негодовать (в рамках закона) на что угодно, вот только вес его негодования может быть разным в зависимости от того, что им движет. Некрасов прав.)
Comments 13
Добавлю, что тут ещё важен контекст - конкретный и общий.
Цитируемое Вами стихотворение заканчивается так:
Уже не быть мне Борькой,
не целоваться с Лилькой,
опохмеляюсь горькой.
Закусываю килькой.
То есть - некое юродство, горькое скоморошество, отнюдь не политическая декларация.
Кроме того, если Чичибабин в других стихах пишет -
...Наточен топор, и наставлена плаха.
Не мой ли, не мой ли приходит черед?
Но нет во мне грусти и нет во мне страха.
Прими, моя Русь, от сыновних щедрот.
Я вмерз в твою шкуру дыханьем и сердцем,
и мне в этой жизни не будет защит,
и я не уйду в заграницы, как Герцен,
судьба Аввакумова в лоб мой стучит.
- то его отношение к Родине вполне понятно, и он имеет право на выражение яростного негодования порой, потому что это - часть его любви.
Это я только про Чичибабина, Бабченко я не читал.)
Reply
Это государство посадило Чичибабина за стихи - еще совсем молодым.
"В моей дневной одышке,
в моей ночи бессонной
мне вечно снятся вышки
над лагерною зоной"
И вот прошло четверть века - и мало что переменилось. Все то же вранье, все то же преследование вольной мысли, все та же травля несогласных, все то же удушье и боязнь высунуться. Поэту это еще невыносимей, чем остальным. Где же тут скоморошество? Это его отчаяние и горечь от того, что он видит вокруг.
И еще мне не очень понятно, когда Вы говорите "имеет право на выражение негодования". Всякий имеет на это право, с любовью или нет. Но у Б.Ч., да, это часть любви, несомненно.
И вообще
"Кто живет без печали и гнева / тот не любит отчизны своей" (Некрасов)
Reply
И потом, скоморохи - это далеко не только музыканты, акробаты и клоуны: они - в том числе - практиковали обрядовые формы "антиповедения", то есть были, в каком-то смысле, древнерусскими диссидентами, от чего имели серьёзные проблемы со стороны церковных и гражданских властей.
Я в молодости серьёзно занимался фольклором, так что "скоморох" для меня - это не шут гороховый, а гораздо больше.
Что же касается "имеет право на выражение негодования" - это, конечно, фигура речи.
Разумеется, каждый имеет право негодовать (в рамках закона) на что угодно, вот только вес его негодования может быть разным в зависимости от того, что им движет.
Некрасов прав.)
Reply
Reply
Reply
Просто в фейсбуке второй день только и обсуждается этот текст и отповедь на него Т.Н. Толстой
Reply
Reply
https://www.facebook.com/TatyanaTolstaya/posts/10152997068748076?pnref=story
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment