"прямой старт к Земле куда безопасней стыковки на орбите"
Ну, да - от этих первобытных страхов перед неосвоенной еще тогда стыковкой как раз и растут корни любви к супертяжам. Технологию стыковок доработали, уровень безопасности повысили, а иррациональный страх перед ней остался. Консерватизм - сущность космонавтики. И самое главное, осталось с древних времен пренебрежение вопросами ценообразования в космических перевозках. Это тоже на глубинном подсознательном уровне укоренилось.
Но тут есть и следующая работа - не менее важная - уже для историка космонавтики. Внимательно прочесть эти материалы, свести их методом мозаики с другими известными нам источниками и а основе всего этого - подкорректировать историю нашей космонавтики. А может и написать книгу!
Публикация дневников - важное дело. Но не менее важное - их изучение и написание работ на их основе.
Долгое время ни о лунной программе Н1-Л3, ни о ее руководителе нигде не упоминалось. Даже в переводном издании энциклопедии «Космическая техника» под редакцией К. Гэтланда на месте фотографии Н-1, опубликованной в американском издании среди других ракет, оста- вили пустое место. И только с конца 80-х годов
Неужели это так и до конца 80-х - т.е. до перестройки - в открытой печати не было фото Н-1? Ведь известно, что фото Н-1 было сделано почти сразу же кем-то в Тюратаме, кто работал на амер. разведку. Фото вроде было сделано из окна МИКа - и кто-то (Черток?) писал, что в принципе можно было вычислить кто его сделал - поскольку была известна и точка съемки и время.
Думаю у США были и другие источники. Например в ам. мемуарах (опять забыл в каких) говорится, что когда в НАСА получили спутниковые фотографии Н-1, вывезенной на первый испытательный старт, то они там все просто похолодели. А что если русские сразу полетят на Луну? Это было еще до Аполло-11.
В переводном, на русском языке, убрали Н-1. В англоязычной версии она была. Американцы более-менее представляли как она выглядела - хотя, насколько я помню, не совсем правильно.
У нас впервые официально заявили о лунной программе, когда сгорел «Космос-434» в 1981 - объявили что это «экспериментальный блок лунного модуля». Правда - для Австралии, а не для СССР.
Лично я впервые увидел Н-1 в "Юном технике" - №8 за 1990 год. Чуть раньше, не зная о Л1, я нарисовал "Протон" с САС и облетный "Союз" :) Впрочем - по картинкам в "Красной энциклопедии" можно было догадаться, что это за "Зонды" такие - но энциклопедия у меня только в 1993 появилась.
Да вот мне тоже вроде помнится что в Гэтленде она есть. Но я не думаю, что у меня раннее, а не более позднее издание.
При первом вывозе на старт уже по размерам амеры поняли, что ракета явно лунная. И если сейчас она прямо полетит - т.е. что они как-то упустили испытания - то они опоздали.
Хотя обычно они получали всю телеметрию с наших ракет из Тюратама. Они упускали только несколько первых секунд, пока ракета была для них за горизонтом. Поэтому им прошлось даже выкрасть наш макет нашего спутника-2, когда того возили в турне по всему миру. Во время одной из перевозок они его прихватили на пару часов и замерили и взвесили. И с удивлением обнаружили, что это не макет, а реальный резервный экземпляр (разумеется без оборудования, но с реальным корпусом). Так они получили веса, которые им были необходимы для расшифровки верной телеметрии.
Вообще - разведки и космос - обширная тема. Пора бы уже и книжку написать кому-то.
Тогда, согласен, стыковка была небезопасна. А сейчас-то в чем вопрос? Давайте триллион потратим вместо супертяжа на отработку стыковки, если уж кому что чего;)
Comments 34
Reply
Знаете, слово "оптимизация" теперь синоним выражения "п.. котёнку".
Reply
Так вот - теперь с ними станет лучше.
Хотя, думаю, отрасль вздрогнет от массовых увольнений.
Reply
Reply
Reply
Ну, да - от этих первобытных страхов перед неосвоенной еще тогда стыковкой как раз и растут корни любви к супертяжам. Технологию стыковок доработали, уровень безопасности повысили, а иррациональный страх перед ней остался. Консерватизм - сущность космонавтики. И самое главное, осталось с древних времен пренебрежение вопросами ценообразования в космических перевозках. Это тоже на глубинном подсознательном уровне укоренилось.
Reply
Reply
Будем читать.
Но тут есть и следующая работа - не менее важная - уже для историка космонавтики. Внимательно прочесть эти материалы, свести их методом мозаики с другими известными нам источниками и а основе всего этого - подкорректировать историю нашей космонавтики. А может и написать книгу!
Публикация дневников - важное дело. Но не менее важное - их изучение и написание работ на их основе.
Reply
Долгое время ни о лунной программе Н1-Л3, ни о ее руководителе нигде не упоминалось.
Даже в переводном издании энциклопедии «Космическая техника» под редакцией К. Гэтланда
на месте фотографии Н-1, опубликованной в американском издании среди других ракет, оста-
вили пустое место. И только с конца 80-х годов
Неужели это так и до конца 80-х - т.е. до перестройки - в открытой печати не было фото Н-1?
Ведь известно, что фото Н-1 было сделано почти сразу же кем-то в Тюратаме, кто работал на амер. разведку. Фото вроде было сделано из окна МИКа - и кто-то (Черток?) писал, что в принципе можно было вычислить кто его сделал - поскольку была известна и точка съемки и время.
Думаю у США были и другие источники. Например в ам. мемуарах (опять забыл в каких) говорится, что когда в НАСА получили спутниковые фотографии Н-1, вывезенной на первый испытательный старт, то они там все просто похолодели. А что если русские сразу полетят на Луну? Это было еще до Аполло-11.
Reply
Американцы более-менее представляли как она выглядела - хотя, насколько я помню, не совсем правильно.
У нас впервые официально заявили о лунной программе, когда сгорел «Космос-434» в 1981 - объявили что это «экспериментальный блок лунного модуля». Правда - для Австралии, а не для СССР.
Лично я впервые увидел Н-1 в "Юном технике" - №8 за 1990 год. Чуть раньше, не зная о Л1, я нарисовал "Протон" с САС и облетный "Союз" :) Впрочем - по картинкам в "Красной энциклопедии" можно было догадаться, что это за "Зонды" такие - но энциклопедия у меня только в 1993 появилась.
Reply
Да вот мне тоже вроде помнится что в Гэтленде она есть. Но я не думаю, что у меня раннее, а не более позднее издание.
При первом вывозе на старт уже по размерам амеры поняли, что ракета явно лунная. И если сейчас она прямо полетит - т.е. что они как-то упустили испытания - то они опоздали.
Хотя обычно они получали всю телеметрию с наших ракет из Тюратама. Они упускали только несколько первых секунд, пока ракета была для них за горизонтом. Поэтому им прошлось даже выкрасть наш макет нашего спутника-2, когда того возили в турне по всему миру. Во время одной из перевозок они его прихватили на пару часов и замерили и взвесили. И с удивлением обнаружили, что это не макет, а реальный резервный экземпляр (разумеется без оборудования, но с реальным корпусом). Так они получили веса, которые им были необходимы для расшифровки верной телеметрии.
Вообще - разведки и космос - обширная тема. Пора бы уже и книжку написать кому-то.
Reply
Reply
Leave a comment