- Поедешь на ПЧ?
- Ну поехали что ли...
Итак, мы с
zizis регистрируемся в команде Призрачные пончики" и готовимся к погружению в костромские дебри. На улице начало сентября, тепло, хорошо...
- Я тут посмотрел карты, которые у нас есть, они покрывают регион от Буя до Кологрива, нам очень нужны шапки с наклейками, или ну нафиг регистрацию?
- Хорошая мысль, тоже думал об этом.
Так, спустя день, мы сливаемся из команды. Тем более, что шапки лучше, чем в 2014 все равно не дадут.
На Полную Чухлому мы поехали тогда, когда она почти закончилась, без команды, понимания зачем, зато с большим списком вещей, которые мы забыли дома.
- Чего, товарищ, не спится?
- Ага, думал поспать, но застрял в центре лагеря, вижу вы едете, думал, дернете, но вижу, что вряд ли.
- Вот тут ты прав...
Чухлома встретила нас застрявшим посреди спящего лагеря Крузером. Тащить его легким террано из колеи было совсем неохота, тем более, что было 4 утра, и мы только что отмотали 600 километров из Москвы под Солигалич, где, кстати, еще была зима.
Утром нам предстояло решить довольно интересную задачу: чем заниматься на Полной Чухломе, если вы, вопреки всем наставлениям оргов, едете одной машиной без лебедки и, к тому же,без актуальных точек.
Хотя драматизм нагонять не стоит, точки у нас были. Правда 2015 года, но то, что они совпадали с точками этого года чуть больше, чем очень - это совсем не наша вина. Мы допустили, что новых развалин и прочих мест сайтсиинга появиться было не должно, и тронулись в путь.
Вот, например, рядом с лагерем когда-то было село Высока. Села давно нет, а вот возвышенность, являющаяся самой высокой точкой Костромской земли никуда не делась.
Говорят, что в хорошую погоду, отсюда открываются отличные виды и видно даже колокольню Николо-острова. Никак не готов это прокомментировать, хорошая погода на Дерибасовской, а у нас опять идут дожди туманы. Мы церковь-то увидели метров с 30, почти уперевшись в нее лбом, какие уж тут виды!
Световой день нынче короток, поэтому неторопливо, переваливаясь по колдобинам и иногда ныряя в лужи мы движемся к Судаю. Судя по карте, деревень тут много. Было. Сейчас нет. За окном зима, но она под натиском температуры, держится уже с трудом. "Может вылезем, поснимаем снег, пока он совсем не кончился?"
Тормозим, выходим, Андрей сразу нашел какую-то живность, но не съедобную. Говорит, Komarus Chuhlomus Zimnus, это, если кто латынь не вразумеет, особый вид комаров, который готов жрать путников даже зимой. На всякий случай, ретируемся.
На улице тускло: черные деревья, бесцветное небо, белый снег. Все это в тумане. Волей-неволей глаза начинают искать что-то яркое, чтобы восполнить зрительный цветовой баланс. Тут уж нельзя не порадоваться наличию яркого жовто-блакитного штурмана, способного украсить любой пейзаж.
Измайлово - родина Лермонтова, того самого который "Скажи-ка, дядя, ведь недаром..." Но это не доказано. Вроде родина, а вроде, как и нет, мол, решайте сами. Но соответсвующий камень на всякий случай поставлен.
Еще тут рядом родина Бахметева, композитора и автора романсов, я его творчество, к сожалению, пока не успел изучить, но Андрей говорит, что там должно быть "Борода ль моя бородушка" и "Песнь ямщика".
Песню про ямщика я помню другую, которая Высоцкого, удачно и надрывно перепетая Константином Кинчевым. Помните?
Снег летит над землей, над страною моей,
мягко стелет, в запой зазывает.
Ах, ямщик удалой пьет и хлещет коней,
а непьяяяяяный ямщик - замерзает!
Гимн Полной Чухломы, ни прибавить, ни убавить!
А мы постепенно приближаемся к главной точке дня. В одну машину по колеям лезть не хочется, не то, чтобы сложно, но рисковано ненужными приключениями. Отрабатываем навыки пешего туризма и теорию о том, что лучше "день потерять, потом за час долететь", т.е. дойти полтора километра пешком вместо того, чтобы страдать с лопатой и тросом.
Река есть. А моста нет. Как неожиданно...
Андрей всем своим видом показывает, что в миниатюре "с причала рыбачил апостол Андрей..." он собственно Андреем и будет (тафталогично, не правда ли?), демонстрируя свою решимость, он достает початую бутылку бурбона и обустраивается на пляже. А я лезу в реку, там мокро, холодно и глубина почти по яйца несколько выше колена. Но отступать, когда цель так близка, я морально не готов.
На том берегу идет борьба человека с природой. За человека выступают 2 сангенга и колонна уазиков, за природу - болото и колеи. Хруст лебедок, пар от горячих машин, загнанных в лужу, мотивирующие непечатные крики, рев движков... Все как обычно, сами знаете не хуже меня, как оно выглядит.
Природа пока побеждает, одна из машин потеряла в бою полный привод, и теперь раненого выносят из боя.
А вот и Поинт оф зе дэй - терем Погорелово. Он не менее красив, чем Асташовский. Только Асташовский на помойке нашли, отмыли, отчистили, а этот пока только нашли, остальное в процессе.
Про терем, может быть, еще напишу, он очень красив. Я ненавязчиво постучал, но дверь мне не открыли (не знаю, стал бы я сам открывать дверь грязному, бородатому человеку с ирокезом...Наверное нет), поэтому пришлось довольствоваться внешним осмотром.
Борьба на подступах к броду еще продолжается (что полность подтверждает мою теорию), но человек все-таки начинает брать верх: раненый эвакуирован, его увозят в тылы. А заодно через реку перевозят и меня.
Возвращаемся в лагерь, потому что темнеет, там занимаем лучшие места с видом на размешанный выезд. После закрытия берем спальники, пиво и садимся в машине смотреть на страдания окружающих. Окружающие пытаются вырваться в родные города. Полная Чухлома не отпускает.
А потом настает утро. Душераздирающее зрелище, как сказал бы ослик Иа, и был бы абсолютно прав.
- Не стоит ему там ехать, он застрянет.
- Но, Холмс, как вы догадались?
- Элементарно, Ватсон! Я сам там все капитально раскопал, пока заезжал.
Мы возвращаемся домой кругами через Солигалич, Буй, Сусанинскую часовню пока темнота не выгоняет нас на прямую дорогу. Андрюха строчит отчет и пилит фотографии. Ему наутро идти на работу, поэтому он прикладывает максимум усилий, чтобы отчитаться пораньше, я под ритмичую дробь клавиш ноутбука мчу через ночь, обгоняя фуры и менее динамичных участников мероприятия.
Чухлома прошла, мы там были, захватив частичку действия. Жалеть о потраченном времени точно не стоит. Я отлично провел время, получил полное и всеобъемлющее подтверждение
сказанному перед поездкой, и ответы на все интересующие вопросы.