988

Религиозный портрет Африки - "и последние станут первыми..."

May 21, 2010 07:02

Оказывается, больше всего верят в Единого Бога в Африке, а в якобы "безбожных" Штатах Господа ставят на первое место в своей жизни в два раза больше людей, чем в России. Европа - в полном отстое. Ау, скинхэды....

Религиозный портрет Африки

Где живут самые религиозные люди на планете? - в Африке. Таков результат полномасштабного социологического исследования, проведенного американским The Pew Forum on Religion and Public Life. На основании статистических данных, полученных специалистами исследовательского центра, мы постараемся описать портрет среднего африканского христианина и мусульманина. Кто знает, может быть именно это лицо будет представлять обе крупнейшие конфессии через несколько десятилетий.
За последние сто десять лет, по данным Pew Forum, число христиан, живущих между пустыней Сахарой и мысом Доброй Надежды, увеличилось с 7 млн до 470 млн человек. В свою очередь численность мусульман в том же регионе возросла с 11 млн до 234 млн. С учетом Северной Африки на континенте проживает примерно равное число христиан и мусульман, не превышающее в совокупности 1 млрд человек. Представители двух крупнейших конфессий на сегодняшний день составляют 86% населения субсахарской Африки, в то время как в 1900 году 76% населения придерживалось традиционных языческих верований.
Сотрудники Pew Forum выбрали для своего исследования 19 стран с различной колониальной историей, уровнем жизни, национальным составом и религиозной структурой. Ими было опрошено 25 000 человек, представляющих более 60 языков и диалектов.

Особенности африканской религиозности


Практически 90% опрошенных африканцев считают религию очень важной составляющей своей жизни. По этому показателю Африка заметно опережает другие регионы мира. Для сравнения эта цифра в четыре с лишним раза превышает подобную же цифру для России (21%) и почти в два раза отличается от США (57%) - самой религиозной из развитых индустриальных стран.

Несмотря на то, что подавляющее большинство жителей региона исповедует ислам или христианство (в среднем более 90-95% населения), часть из них также придерживается и традиционных африканских языческих взглядов. 27% африканцев верят в защитную силу жертвоприношений духам и предкам. Среди христиан в силу языческих обрядов верит 25%, среди мусульман - 30%. По данным исследования, число «чистых» приверженцев традиционных африканских верований очень мало, однако сами опрашиваемые рассказали Pew Forum, что их родственники являются приверженцами африканского язычества. Таким образом, каждый четвертый христианин в регионе является двоеверцем.

Вместе с тем, исследование отмечает одну интересную особенность. Уровень эсхатологической напряженности в субсахарских странах очень высок. Так в среднем 61% (!) христиан верит в то, что Иисус придет еще при их жизни, причем разброс в цифрах оказывается не таким уж и большим: от 50% в Нигерии до 69% в Демократической Республике Конго. В свою очередь в среднем 52% мусульман верит в воссоздание при их жизни Всемирного Халифата и наступление нового Золотого века ислама. Здесь разброс оказывается большим: от 29% в Сенегале до 69% в Мозамбике.



Кроме того, в исследовании отмечается высокая степень харизматиков среди христиан. Так четверть христиан Эфиопии, Ганы, Либерии и Нигерии принадлежат к пятидесятническим общинам. Еще в восьми странах пятидесятником является один из десяти христиан. Исследователи Pew Forum находят распространенными и среди других африканских христиан, не связанных с пятидесятниками, такие явления как чудесные исцеления, экзорцизм и прямые откровения от Бога.

Также эксперты Pew Forum считают, что дальнейшая экспансия как христианства, так и ислама в Африке уже невозможна. Континент поделен между этими двумя религиями. Этот вывод основан на цифрах, отражающих интенсивность прозелитизма в исследуемых странах. В большинстве из них индекс равный разнице между общим числом верующих и количеством урожденных приверженцев одной и двух религий не превышает 2-3%. Исключением является Уганда, где число христиан выросло на 4%, а число мусульман снизилось на 5%. В остальных странах прозелитизм на межконфессиональных переходах оказывается незначительным. Таким образом, вера распространяется в основном в соответствии с естественным ростом населения.

Терпимость и религиозные конфликты

Большинство опрошенных африканцев оказались весьма терпимы по отношению к иноверцам, причем мнение христиан и мусульман практически совпадают. Так в своем большинстве сторонники ислама считают христиан толерантными, честными, относящимися с уважением к женщинам. А больше половины христиан в большинстве стран считают таковыми мусульман.

В половине стран большинство населения говорит, что доверяют людям, исповедующим иную веру. Также большинство людей расценивает право иноверцев свободно исповедовать свою религию положительно - здесь цифры колеблются от 54% в Джибути до 90% в Сенегале. Отрицательно настроены в среднем не более 4% населения рассматриваемых стран. В отчете также сообщается, что, по мнению опрошенных, они вообще-то мало что знают о вере своих соседей-иноверцев.

Однако терпимость не означает принятия. 43% опрошенных христиан считают мусульман жестокими. В Чаде это число достигает 70%, а в Гвинее-Биссау опускается до 20%. В среднем 20% мусульман - аналогично настроены по отношению к христианам, здесь крайние позиции занимает Джибути - 40% и Сенегал - 2%. Большинство опрошенных отрицательно относится к межконфессиональным бракам. Участники исследования рассказали, что не желали бы женить или выдавать замуж за иноверцев своих детей.

Что касается своей собственной религии, то более 40% людей во всех странах, участвовавших в исследовании, признают наличие экстремизма в их религиозном сообществе. При этом цифры показали, что в странах, где численность мусульманской общины превышает 10% населения страны люди знают об исламском экстремизме, а в странах с преимущественно христианским населением - о христианском. При этом межконфессиональные конфликты для трети участников опроса представляются очень серьезной проблемой, сравнимой с безработицей, коррупцией и преступностью. В таких странах как Нигерия, Руанда и Джибути -  это более половины опрошенных.

В Руанде еще свежа память о геноциде 1994 года, когда экстремистами народа хуту было истреблено более 700 тысяч представителей народа тутси. Этот конфликт преимущественно этнический, но известны факты активного участия в геноциде священников Римско-Католической Церкви из народа хуту, призывавших свою паству очистить Церковь от засилия тутси.

А в Нигерии, самой крупной стране континента, идет непрекращающийся религиозный конфликт между христианами и мусульманами. В последнее время стали открываться факты массовых убийств христиан мусульманами. Правда, некоторые христианские лидеры страны исключают религиозный фактор из конфликтов, сводя их к бытовому уровню.

Что касается экстремизма, то в Африке распространен не только исламский экстремизм, но и христианский. В Уганде действует повстанческая группировка Господня армия сопротивления (ГАС), которая борется за установление в стране теократического режима, основанного на библейских заповедях. Помимо Уганды ГАС проводит свои акции в Южном Судане и Демократической Республике Конго.


Религия и государство

Другим показателем, отражающим важность религии в жизни африканцев, согласно исследованию, стала поддержка участниками опроса Священного Писания в качестве правовой основы жизни в стране. В среднем 60% опрошенных христиан назвали Библию источником права в стране. В Замбии, Нигерии и Гане таковых оказалось более 70%. Среди мусульман результаты опроса оказались такими же - 63% опрошенных называют шариат, основанный на Коране, Сунне и местных исламских правовых традициях, в качестве основного закона. В Джибути этот показатель достиг 82% - в этой стране по данным Pew Forum 97% населения - мусульмане. В семи странах больше трети населения поддерживают смертную казнь за выход из ислама.

Отметим, что в Нигерии 71% мусульман высказались за шариат. В этой же стране, где христиан и мусульман примерно поровну, один из самых высоких показателей обеспокоенности религиозными конфликтами. Возможно, приверженность своим религиозным законам в общем государстве становится источником напряжения между людьми. Напротив, в такой стране как Танзания за признание Священных книг высказалось менее 40% опрошенных, и показатель обеспокоенности конфликтами здесь один из самых низких - 24%.

Портрет религиозного африканца

Каким же на основании исследования проведенного Pew Forum будет выглядеть африканский христианин и мусульманин? Итак, африканец как правило христианин или мусульманин, и религия занимает в его жизни очень важное место. Он верит с детства - вера ему передается от родителей, и он не склонен ее менять на протяжении всей жизни и не сторонник смешанных браков. Нередко, не переставая исповедовать свою религию, он прибегает к языческим обрядам, веря в их защитную силу.

Африканец терпимо относится к иноверцам и считает их честными. Он их именно терпит и иногда считает жестокими. Но при этом признает за ними право свободно исповедовать свою религию, но мало знает об их вере. Наличие экстремизма в своей собственной религии для него не новость. И конфликты на религиозной почве волнуют его не меньше, чем безработица, преступность и коррупция. Он довольно консервативен и считает Священное Писание источником права, регулирующим его жизнь. Африканец живет эсхатологически напряженной жизнью и верит, что его эсхатологические чаяния сбудутся еще при жизни. На основании других источников известно, что его консерватизм также заключается в том, что он нетерпимо относится к гомосексуализму.

Низкий уровень жизни гонит африканцев в более благополучные страны. Немалый процент оседает в Европе, где они постепенно становятся доминантой в местных религиозных общинах. Например, во Франции на католических приходах чернокожий священник встречается все чаще, а мусульманские общины многих французских городов составляют выходцы с Черного континента.

Напряженность религиозной жизни африканца делает его более пассионарным, а низкий уровень жизни заставляет действовать. Африка превращается из спящего континента, сдавшегося некогда на милость колонизаторам, в бушующий котел. Мы видим перед собой совершенно непривычный и даже пугающий нас образ религиозности. Африканец - эсхатологически настроенный консерватор-фундаменталист, терпящий до поры до времени своих соседей-иноверцев.

Аналитическая служба Богослов.RU

Previous post Next post
Up