О "драконе" и фетише демократии

Mar 15, 2015 13:49

Козырным аргументом поборников демократии в России становится тот, что-де только демократия способна победить коррупцию. Позвольте, но разве не вы называли период 1989-93 гг. демократической весной, и разве не тогда (прежде всего с началом ельцинской приватизации) коррупция на постсоветском пространстве (не только в России) достигла чудовищных ( Read more... )

расейская демократия, расейская интеллигенция

Leave a comment

Comments 69

prostak_1982 March 15 2015, 11:24:23 UTC
Я сам с Узбекистана. Одно время много ездил в командировке в Кыргызстан. Местные там передо мной хвалились: "Вот, мол, у нас демократия, свобода слова, что захотел, то и сказал. А у вас - нет". В ответ: "Ну, вот, ты знаешь, что какой-то прокурор взяточник, даже написали об этом в газете, а прокурор как занимал свое место, так и занимает. Какой смысл в такой свободе слова?" Чаще всего в ответ тишина.

Reply

64vlad March 15 2015, 11:29:23 UTC
Да, и обернулась киргизская "демократия" грандиозными смутами и погромами (со сменой власти) уже дважды: в 2005-м и в 2010-м.

Reply


lugermaxotto March 15 2015, 11:34:12 UTC
Насчет социальных лифтов в Российской Империи в скажем так- постреформенный период- они не особо упирались именно что в образование, тем более- в дорогое образование. Примеры ( ... )

Reply

64vlad March 15 2015, 11:41:12 UTC
Были, были, я же не спорю. Добавлю того же ген.Алексеева (отец Деникина, кстати, таки дослужился до майора, но был из простых николаевских солдат), да и Корнилов был из разночинцев. Рябушинский, Савва Морозов были внуками крепостных крестьян. Но всё-таки это были нечастые случаи, а после революции такое стало правилом: и напротив, представители бывшей элиты и "буржуазных классов" вплоть до 1936 г. лишались и доступа к высшему образованию, и к карьере. Это, конечно, было несправедливым, но основную массу народа лифты вполне удовлетворяли.

Reply

lugermaxotto March 15 2015, 11:46:18 UTC
Да, спасибо за уточнение. К слову: мне известен только один человек, который невзирая на эту блокировку социальных лифтов стал известен- Шефнер.
И к раньшим деятелям можно добавить Ломоносова- номинально крестьянского сына (хотя по факту- сына предпринимателя из крестьянского сословья).

Reply

64vlad March 15 2015, 12:02:41 UTC
Меншиков, Шафиров, братья Разумовские, Сперанский, художник Тропинин. Но это были всё же исключения. После освободительных реформ они стали, разумеется, гораздо чаще, к 1914 г. более половины армейского офицерства были недворянского происхождения (кроме гвардейского, где были сплошь дворяне), - хотя к тому времени понятия "дворянство" и "элита" уже не были тождественными.

Reply


добавлю к тексту 64vlad March 15 2015, 12:36:52 UTC
Кроме того, насчёт "рабской психологии": 90% людей и при демократиях не чувствуют никакой потребности участвовать в политике и управлении, о которых вспоминают, как правило, в канун очередных выборов ("За кого голосовать?"). Люди живут своей нормальной жизнью. Массовый интерес к политике обостряется, как правило, в периоды крупных кризисов либо войн. Демократию следует понимать не как массовую политическую активность, а как полноценное разделение властей, без перекоса в сторону исполнительной власти. Но и при такой модели граждане по сути ДЕЛЕГИРУЮТ своё право участия в управлении выбранным депутатам и выбранному президенту. Об относительности всякой демократии и о реальной власти бюрократии даже при демокр.режимах писал ещё Макс Вебер.

Reply

Re: добавлю к тексту irkol March 17 2015, 16:01:13 UTC
У нас он обостряется 4го Июля)

Reply


ss_stavr March 15 2015, 12:51:08 UTC
Спасибо, Владимир! Хороший пост!

Reply


akimov_vv March 16 2015, 08:14:01 UTC
= А пока не можете - ну, до Сталина, пожалуй, не дойдёт (и слава Богу), а вот Франко (западный аналог Колчака) вполне реален и вполне уместен. И это вам будет не двойственный, непоследовательный Путин.А что, разве уже есть кандидатура ( ... )

Reply

64vlad March 16 2015, 12:09:27 UTC
Я не разделяю теории "анти-отбора". В любом, даже отрицательном отборе в бандитских сообществах, вверх выдвигаются люди, наделённые сильными качествами (хотя и фактор случайности действует - Горбачёв, например, не был сильным деятелем. А Хрущёв, Брежнев и Ельцин, проявившие себя как искусные мастера борьбы за личную власть, оказались посредственными, а то и со знаком минус, государственными деятелями). Думаю, государство не может долго жить по принципу "хватай себе и семье, а плебс пусть сам о себе заботится". Поколение людей, отравленных хватательным рефлексом 90-х, соблазном Большого Хапка, постепенно сойдёт со сцены, и придут люди, которые неизбежно задумаются: а что дальше? не лучше ли строить семье и клану гарантированное будущее здесь, чем надеяться на рывок за кордон в час "Ч", где у нас, пожалуй, ещё и отнимут "активы"? А в современном обществе такое будущее мыслимо только через динамичный экономический рост, ибо ресурсы истощаются. Я верю не в благородство политиков, но в ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, который когда-нибудь победит. И мне ( ... )

Reply

akimov_vv March 17 2015, 06:45:41 UTC
= Я верю не в благородство политиков, но в ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, который когда-нибудь победит. И мне ясно, что произойдёт это, конечно, не через демократию. =

Да я тоже, в общем-то, всегда был сторонником здравого смысла (во всем, не только в политике), и в этом смысле мне лично все равно, через демократию или иную форму правления либо политического режима он победит.

Но у нас, к сожалению, именно здравый смысл чаще всего и приносится в жертву личным интересам и амбициям - на всех этажах государственного управления. В итоге, то, что нужно стране и людям, делается не через демократию или авторитаризм, а (простите), через ....

А "Протестантской этикой ..." М. Вебера я когда-то тоже зачитывался.
Кстати, у него есть и очень интересные статьи "в тему" - о конституционализме и перспективах демократии в России применительно к событиям 1905 и 1917 г.

Reply

64vlad March 17 2015, 10:27:44 UTC
Вот по России у него практически ничего не читал. Не скажете названия?

Reply


Leave a comment

Up