Из наблюдений

Aug 05, 2013 23:43

Побывав в Турции, воочию убедился, каков там до сих пор культ Ататюрка. Спору нет, его крутые реформы по европеизации Турции во многом напоминают Петра Великого, официальный культ которого до конца царил в Российской империи, однако есть одно "но": Пётр был не просто основателем РИ (как Ататюрк - основателем современной Турецкой республики), но ( Read more... )

размышления, менталитет

Leave a comment

Comments 9

royal_guardian August 5 2013, 20:50:08 UTC
Вообще, що такого крутого в Ататюрке

Пропаганда делает из него турецкого "Ленина" "Европеизировал отсталую Турцию", а меж тем все потерял, когда еще в ПМВ у Турции бфл весь Ближний Восток...

Reply


(The comment has been removed)

64vlad August 6 2013, 06:59:09 UTC
Хотя ведь при султане сам был пашой, генералом. И ведь по сути продолжил дело младотурок, хотя Энвер-паша был его заклятым врагом - т.е. в деле европеизации не был "пионером", в отличие от нашего Петра. Собственно, закат Оттоманской империи начался ещё в 18 веке, когда Россия и Австрия стали регулярно её побеждать и отбирать по кусочку территории.

Reply

64vlad August 6 2013, 07:19:34 UTC
Да, в окрестностях Анталии меня впечатлил памятник ему, высеченный прямо в скале. В США, кстати, подобный памятник "отцам-основателям" есть в штате Южная Дакота и является групповым, там изображены все шестеро - Вашингтон, Джефферсон, Франклин, Гамильтон, Адамс и Мэдисон.
Тоже в общем-то любопытно: в Штатах, как стране более демократичной, групповой культ (в особенности Вашингтона, Джефферсона и Франклина, из более поздних - Линкольна, из позднейших Рейган приближается, Рузвельта не любят, хотя четырежды избирали президентом), в Турции, как в стране с авторитарными традициями - индивидуальный.

Reply


nedovolny August 19 2013, 06:23:06 UTC
Ататюрка ценят как Отца современной Турции. Не за величину гос-ва, и даже не за латинский алфавит, а именно как создателя новой модели власти и культуры, по которой страна живет до сих пор. Он - начало всех начал после 1918-1923.
PS Но вот вопрос о сравнении Петра I и Ататюрка - вопрос интересный. Тут можно много порассуждать и поспорить. Например, чьи реформы были радикальнее?

Reply

чьи реформы были радикальнее 64vlad August 19 2013, 06:39:45 UTC
Думаю, радикализм вполне сопоставим. В обоих случаях итогами имели место тотальный сдвиг сознания национальной элиты (а в Турции отчасти и народа) и изменение вектора развития.

Reply

Re: чьи реформы были радикальнее nedovolny August 19 2013, 06:56:30 UTC
Да, согласен.
И еще одно следствие - резкий разрыв между элитой и остальными слоями населения, не обязательно бедными. Взять, к примеру, русское купечество.

Reply

Re: чьи реформы были радикальнее 64vlad August 19 2013, 09:06:25 UTC
Верно. И это, увы, стало по сути первой ниточкой на долгом пути к революции. По сути, сформировались две нации на базе одного этноса.

Reply


Leave a comment

Up