Деревня лилипутов,- переспрашивает таксист? И сразу отвечает, конечно знаю и, схватив меня за руку, потянул в старенький автомобиль. 40 минут от города Сарбишех пролетели в попытках как-то пообщаться. Таксист знает только фарси, а я - английский и самый минимум фарси . Выглядело это нелепо и, вскоре, мы ехали молча, слушая иранскую народную музыку.
Click to view
Путь я держал в иранскую деревню Махуник, в провинции Южный Хорасан, всего в 20 км от границы Афганистана. Суровые одноцветные места и горы, горы, горы...
Таксист между делом пока рулил,что то зеленое ссыпал в бумажку. Я было подумал,косяк мастерит, но водитель засунул эту зеленую смесь себе за щёку. Предложил и мне, но я осторожно отказался.
Въезжаем в деревню. Водитель тормозит около обычного дома в иранском стиле, выхожу, оглядываюсь. Таксист суёт мне свой номер телефона, чтобы позже приехать и забрать меня с этой глуши и уезжает.
Я спускаюсь с пригорка и передо мной, словно грибы, появляются маленькие домики с узкими дверными проемами. Ощущаю себя Гулливером. Начинаю фотографировать и вижу , что ко мне бегут люди. Ну всё, сейчас как в сказке Д.Свифта завалят главного героя на землю и свяжут веревками. Но жители оказались обычного роста, доброжелательные, сразу пригласили чужестранца в местную мечеть.
А там уже всё сервировано на полу, самовар кипит. Оказывается, таксист позвонил и сообщил, что везет гостя, вот жители и подсуетились.
У меня с собой были несколько пакетов с конфетами,брал специально,если получится останавливаться у кого то на ночевку. Сладостям иранцы обрадовались, кто то даже в карман засунул несколько штук,угостить родню.
Click to view
Разговоры о религии. Оказывается многие впервые видели христианина,рассматривали меня с любопытством.
После чая и расспросов на смеси английского и фарси пошли прогуляться по деревне.
Место на краю деревни, где 3 точки с водой: моются,стирают и родник с питьевой водой
Приехали религиозные лидеры. Я попросил их сфотографировать. Они кстати, потом полицаям стукнули,чтобы проверили меня. Афганистан то рядом, свой или чужой... вот в чем вопрос. И меня на следующий день проверяли досконально,но в конце полиция извинилась,мол это наша работа ,извини что так вышло.
Click to view
пригласили на молитву
За горой находиться Афганистан.
Махуник приобрел известность как деревня лилипутов из-за своего прошлого, когда рост жителей деревни не превышал 1 метра. Исследователи говорят, что такое вполне возможно, так как были на то причины: частые близкородственные браки, скудность ежедневного рациона, в которой отсутствовал белок и витамины, а так же остатки ртути в питьевой воде.
Дома в деревне до сих пор несут в себе элементы неолитической архитектуры. И на это есть свои причины. Первобытные люди жили раньше в пещерах, в раннюю эпоху неолита покинув жилище, люди нуждались в укрытии от климатических условий, от хищных зверей. И они стали строить дома из дерева, почвы глины, соломы.
Старик узнал что иностранец в деревне,прибежал показывать музей.
Потом там же в музее его сын принес чаю, узнавал где я буду ночевать? Я ответил,что в мечете ребята мне уже местечко оставили. Настойчиво зазывал к себе.
Заглянул в несколько хижин. Просто ахтунг..средневековье.
Электричества нет,свет от лампадки, да очаг в углу.
Пока вечером прогуливался по деревне, ко мне подошел парень и обратился на английском! Оооо! Оказывается здесь кто то говорит на понятном мне языке. Оказалось, Ибрагим(справа) сын старейшины, пригласил меня в гости с ночевкой. До 11 вечера сидели в гостиной на полу кушали и беседовали с ним и его братом. Народность их- белуджи. Женщин я не видел, их нельзя показывать.
Цвет строений так же играл большую роль, издалека их было невозможно обнаружить среди гор. Остатки таких поселений были найдены в других местах Ирана, которые датируются 8000 лет до нашей эры.
Деревня лилипутов была основан 1500 лет назад и, уже тогда, жители Махуник строили дома в соответствии архитектурными стилями, которые были распространены в эпоху неолита. Жители села до сих пор сохранили образ жизни и архитектурный стиль этого периода.
Население деревни примерно 700 человек. Занимаются животноводством и сельским хозяйством ,преимущественно выращивают барбарис.
Утром я прогуливался по деревне, а к завтраку Ибрагим уже накрыл "поляну". Лепешки,сметана ,сыр и чай.
Провожать меня вышло пол мужского населения деревни. Иностранцев здесь видят раз в год.
В дорогу мне собрали "котомку", насыпали изюма,орехов и сушеных местных ягод. Остановили машину, которая ехала из деревни в сторону города и отправили меня в путь.