Подводная лодка "Сом" в поволжских степях

Nov 19, 2016 22:40

В городе Тольятти, точно известным по всей России, есть мегасайт. В расположенном напротив автогиганта "Парковом комплексе истории техники им. Сахарова" (вице-президента "Автоваза") находится подлодка Б-307 "Сом". Гигантский массив лодки посредине зелёного поля - впечатляющее зрелище.




Подводные лодки переведённые в музее в целом нередкое явление. В Петербурге таких два (без учёта копии потаённого судна Никонова в Сестрорецке, а также субмарин Джевецкого в военно-морском музее и копии в Гатчине). С-189 (самая массовая ПЛ после 2МВ) находится в свой естественной среде обитания - в акватории Невы. А Д-2 "Народоволец" на постаменте. Однако, "Народоволец" одна из первых лодок, заложена была в 1927 году и габариты её небольшие и впечатления не производят.  Подводная лодка проекта 641Б Б-307 "Сом" является одной из наиболее крупной среди дизельных ПЛ. Стенд даёт возможность оценить размеры: "Сом" выделен красным цветом. Соотнесите размеры и так: длина/ширина "Сома" 92/8,7 метра, С-189/6,6 - 76 метров, Д-2 - 76,6/6,4 метров



Более подробные ТТХ можно прочитать на стенде или в сети Интернет.



"Сом" вполне себе боевая лодка, прежде чем стать "эдаким вот музеем" она находилась на боевом дежурстве 12 лет на Северном флоте и добралась и до Алжира и до Сирии.



Построили лодку под Горьким в "Красном Сормово" в 1980 году. Наверное, если бы не развал Союза несла бы лодка службу и дальше, но в 1990 году она встала на ремонт в Кронштадте, как оказалось на всегда. Википедия нам подсказывает, что в это время лодка попала в кино: в ленте "Особенности национальной рыбалки" в её баки заливали водку.



Очевидно пошла бы лодка в итоге на лом, но судьба сложилась иная. В 1998 году вице-президент "АвтоВаза" Сахаров решил создать Технический музей. В 2001 году он был открыт. О её экспозиции пару слов в конце. Главным экспонатом музея в итоге и стал "Сом", который обошёлся в 768 000 рублей без учёта транспортных расходов.





А транспортные расходы в итоге, наверное, были не маленькие. Операция по транспортировке лодки из Кронштадта к АвтоВазу достойна отдельного рассказа. Провести лодку по речным путям, шлюзам не самая простая задача и заняла она 20 дней.



А протащить 4,5 км потом по берегу вообще уникальная операция. Примерно год лодка, с 2003 по 2004 лодка находилась в Жигулевским море, а осенью 2004-2005 года армейскими тягачами поставили на место экспозиции.



Вход в лодку сделали с таким вот трапом сделав вырез в корпусе.



Что позволяет рассмотреть покрытие ПЛ и толщину корпуса.



Внешний корпус имел спецпокрытие с противогидролокационными свойствами.



Первый отсек, естественно торпедный.





Экскурсию проводил хорошо знающий тему экскурсовод, наверное, бывший подводник. Очень интересно и легко рассказывал и про историю лодки и про транспортировку её, и непосредственно про саму лодку. Интересно, но кратко из-за ограничения по времени по-этому можно сказать, что несколько увлекал, сколько дразнил. Мельком сказал, что архитектура наших лодок берёт начало от немцев и заметно отличается от французов. И всё. А жаль - тема очень интересная её бы раскрыть.



К сожалению, несмотря на то, что лодка уже 12 лет на берегу внутри ещё полный дестрой. Военные перед передачей лодки демонтировали многие элементы, потом для транспортировки, когда корпус облегчали, многое демонтировали.



Сейчас осмотр доступен примерно до середины лодки -дальше кормового жилого  отсека не пускают: дизельный, электромоторный и кормовые отсеки закрыты. Однако доступные для осмотра отсеки тоже находятся в так-себе состоянии.



Медчасть.



По-моему, это каюта командира.



А это, кресло командира. Леопард!



Гальюн. Всего на лодке их было три. Знаете историю, как командир с помощью гальюна потопил свою подлодка? Читайте - теперь знаете.



Камбуз.



Прочие отсеки:





Более подробно про проект можно почитать здесь - http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dts/641b/list.htm



У вазовского "Сома" есть две сестры, т.н.систершип - однотипные лодки, так же являюшиеся музеями."Новосибирский комсомолец" находится в Тушино - лодка на воде, но значительно поднята, так что все торпедные аппараты видны. Однако в самой лодке многое изменено и перепланировано. Московской мэрии ПЛ досталась за 48 млн. руб.
Третья сестра базируется в ... Гамбурге. Немецкие бизнесмены после гибели "Курска" решили создать музей и выбрав в Полярном лодку купили её за 1.25 млн. долларов у Рособоронэкспорта. Говорят отбили стоимость почти за год.



Но, в любом случае, это уникальный экспонат и стоит того, чтобы приехать сюда и посмотреть его специально.



Что касается Технического музея, то это большая площадка на которой расположено почти 500 различных военных экспонатов из разных эпох и родов войск.



Здесь много артиллерии, авиации, бронетехники, автомобилей. Есть и паровозы, тепловозы. И даже шасси лунохода, но уже в помещении.



Отчасти напоминает военно-исторический музей "Линия Сталина" под Минском. Здесь так же за денежку можно залезть внутрь некоторой техники (за доплату) пострелять в тире. Правда, в Минске выстрелы из ружья, автомата и пулёмёта сопровождаются реальным звуком, а здесь нет.



Состояние самих экспонатов тоже вызывает вопросы. Такое впечатление, что привезли и бросили. У Батьки поухоженней.



В общем есть что посмотреть, где полазить и с чем пофотографироваться.



корабль, музей, Россия

Previous post Next post
Up