Электрификация Санкт-Петербурга

Oct 12, 2015 17:55

История циклична и имеет свойства повторяться. Вот сейчас, когда традиционные таксопарки борятся с современными новыми явлениями в виде Яндекс-такс, Гет и прочими, происходит точно такая же история, как и примерно 130 лет назад при распространении электрических технологии.
Дат, с которых можно начать вести отчёт начала электрификации множество.
Вот на месте этого кафетерия в 1874 году располагался магазин дамского и мужского белья витрины которого впервые стали освещаться лампами Лодыгина которые он запатентовал в этом же году. Говорят за три месяца увеличили продажи в 80 раз (по сравнению с предыдущими тремя месяцами?).





Или 1879 год, когда был освещён Литейный мост, кстати в первые в мире среди мостов. Рекорду мы "обязаны" компаниям освещавшим улицы города масляными и газовыми фонарями. У них было мощное лобби в правительстве города и официальный контракт на монопольное право освещение улиц. Выход нашёлся в виде вот этого моста, который был возведён уже после заключения этого контракта.



По-этой же причине первые электростанции в городе были построены на воде - на земле просто не разрешали и не давали места. Это уже 1883 год. Было простроено 4 электростанции: первая у Зелёного моста, две у Аничкова и у Цирка которые питали 32 фонаря на Невском. На каждой были смонтированы 12 динамомашин выдававших 35 кВт. Осветить улицу тогда уже разрешили и этим занялась компания Карла Сименса "Общество по электрическому освещению Невского проспекта"



Появились чуть позже домовые электростанции - в подвалах. Этого не было нигде в мире.
По этой же причине, лоббирование "консерваторов", первый трамвай заменил конку не на суше, а на льду - зимой были проложены 2 линии по Неве (от Зимнего к Мытнинской области и вторая от Сенатской площади к Академии Художеств) и электропоезд в Кронштадт. Между прочим 40 км трамвай преодолевал за 4 часа.



Но, прогресс как мы знаем можно только придержать, но нельзя отменить и электричество постепенно всё больше и больше проникает в жизнь города. Как ни странно, но столица в этом вопросе отставала от некоторых других городов: Москвы, Киева.
Электрическим компаниям тогда приходилось рекламировать свою продукцию. Так как электросчётчиков бытовых тогда не было, да и из потребителей были только лампы, то оплачивались услуги по количеству ламп - 30 рублей лампа в месяц. Не важно, сколько она работает. Эх, ввернуть бы в патрон тогда розетку, да запитать современный чайник - наверное пол-города вырубило :).
Ну а продав, частенько приходилось ещё взыскивать задолженность.



А дальше пошло и поехало, что и в паре абзацев не расскажешь.



Напомнило нам эту историю недавно компания "ТГК-1" открывшая 1 октября памятный знак на набережной и построив макет первой электростанции.



Макет, как видно, выше вышел намного меньшим по размеру, без высоких выхлопных труб (представляете какой там чёрный дым по Мойке от них шёл!) и внутри были только исторические фотографии, макетов динамомашин не было. Но, критиковать того, кто хоть что-то делает, хотя совсем и не обязан этого делать  совсем неверно и не справедливо. Молодцы, спасибо вам большое. Вы правильно отмечаете своё первое десятилетие (компания была создана в 2005 году в ходе реформирования энергоотрасли и сейчас включает 54 электростанции в СЗФО) проводя вот такие вот просветительные проекты.
Впрочем у ТГК есть и постоянный музей -" Музей истории энергетикии Северо-Запада" http://www.energomuseum.ru/

Традиционно благодарю так же spbblog.

музей, #словопетербургу, отчёт

Previous post Next post
Up