Как правильно пить пиво

Oct 02, 2015 12:00

Есть в Петербурге и Музей пива. Пивоваренный завод им. Степана Разина, как следует из его названия, рассказывает об истории этого завода - первого промышленного предприятия пивоварения. Но, кроме этого, здесь можно узнать и про пивоварение вообще: технологию и общую историю. Впрочем, об этом пусть и вкратце, но чуть позже. Экскурсия, на которой я был недавно, закончилась сугубо практическими моментами - дегустированием пива.
Как и из чего пить пиво - вот об этом хотелось поговорить в основном. Правильная тема - пятница, же!





Итак начнём по-порядку. Из чего пить? Для этого нужно понимать, что мы собираемся пить. Вот в музее представлена схема марок пива. И если в мире сейчас насчитывается около 40 000 марок пива (в том числе у нас в стране сейчас 1500 производится), то типов от 50-70. Классов же два: Лагеры - пиво низового брожения (готовятся при низкой температуре, длительного срока хранения) и Эли - верхового (дрожжи идут вверх при высокой температуре готовки). 75% мирового производства приходится на лагеры. Примечательно, что первая "пробная" продукция русских пивоваренных заводов была с применением теплового брожения.



Пльзеньский тип пива (основной) пьют как правило с закруглённого бокал с тюльпанообразным верхом, для уменьшения контакта с воздухом, лучшего удержания родного углекислого газа. На ножке, без неё - это не важно



на фото директор музея - Галина Всеволодовна Кляровская, чрезвычайно обоятельный и эрудированный человек

В бокале похожем на коньячный пьют крепкое пиво:



Если мы пьём пиво пшеничное, то оно пенится как шампанское. Французы во времена Наполеона Бонапарта его так и называли "белое шампанское" когда проходили через Германию и не понимали, что это такое. Бокал здесь должен быть высоким для погашения пенной струи.

Ну а вообще, бокалов большое количество в т.ч. и фирменных - без маркетинга здесь не обошлось во все времена.
Это вот экзотическая форма возникла в Бельгии. Извозчики не моги отлучаться от своих карет, а пиво хотелось выпить (и не запрещено было!). И додумались вот такую вот химическую реторту присоединять через держатель к карете. При этом нормально пилось только до определённого момента, а дальше каждый глоток вызывал звук "квак". Так этот бокал и пиво называется - Kwak, это полутёмный эль. "Пойдём по квакаем!"



А "Пойдём поднимем штангу" - это значит приглашение на выпивку Кёльша (Kölsch) - известного пива в Кёльне, который пьют из таких вот бокальчиков (я из Кёльна в прошлом году прихватил :) )


А кружка? Кружка это простецкий вариант. Но, лучше кружка бочкообразной формы, хотя и с неё неудобно пить.



А вообще технология тары не стоит на месте. Уже начали делать банки в которых открывается не маленькой треугольное окошко - "язычок", а вся верхняя крышка. Приделываем к такой банке пластиковую ручку и вуаля - бокал вполне полноценный готов!



А из бутылки пить не принято вообще.

Теперь, наконец уже наливаем. Пробовать надо, если несколько сортов пива, повышая плотность: от малой к большей. Наливаем держа бутылку на расстоянии примерно 1,5-2 см от края бокала. Если наливаем с крана, то сначала бокал держим с наклоном 45 градусов и плавно по мере заполнения выравниваем его вертикально.

Температура. Чем светлее пиво, тем ниже его температура. Лагеры подают охлаждёнными до 4-8 гр., а янтарные эли, октоберфесфеское, мерцен и пшеничное более тёплыми. Часто производитель на этикетке указывает оптимальную температуру.

Далее визуально оцениваем напиток. Пена - в пол-литровом бокале пена должна держаться 4 минуты 4 сантиметра. Да и стакан должен быть чистым, не жирным иначе пена спадёт. Пузыри не должны идти со дна очень быстро - это признак сильно карбонизированного напитка. Они должны идти по чуть-чуть и распадаться фонтаном. Дымок который идёт от только что открытого пива это и есть углекислый газ, который добавляют в бутылки перед наполнением их пивом. По-этому взбалтывать бутылку не желательно перед открытием. Цвет должен быть чисто белый (у светлого пива) или коричневатый (у тёмного), консистенция сметанная.
Далее легко раскручиваем пиво и нюхаем шлейфовым способом. Это важно - большая часть того, что мы называем вкусом поступает благодаря обонянию.

Ну уже... да теперь пробуем. Пиво надо выпивать тремя глотками. Первый глоток очень большой в половину бокала, вторая часть подтверждаем, третий закрепляем. Помним про расположение вкусовых рецепторов на языке. Важно, что хмельная горечь воспринимается на корне, сладкий вкус (например солода) на кончике, соль передним краем, а фруктовая кислинка задним. По-этому вначале пиво держим на кончике языка и медленно спускаем его далее. Позволяем пиву омыть язык,



Если вы действительно дегустируете пиво - то есть пробуете несколько сортов, то между образцами нужно "очистить" вкусовые рецепторы с помощью хлеба, несолёных крекеров, негазированной вода с нейтральным вкусом (очень хороший вариант). Солёная и жирная пища не подходит. В отличие о дегустаторов вин, пиво не выплёвывается, а проглатывается, чтобы отметить послевкусие: горькое, если хмели, сухое - так часто проявляется солод.

Теперь пару слов о самом музее. Вообще об этом рассказали уже многие и очень подробно, скажем babs71 periskop, или даже ТУТ
Не вижу необходимости повторяться. Вкратце сам завод Степана Разина, это первый промышленный пивоваренный завод в России.Произошло это во времена Петра 1, до этого всё производство было кустарным. Первый пивоваренный завод построил швед Абрахам Крон. В 1795 году он объединил свой бизнес с пивоваренным предприятием англичанина Ноя Казалета и получился "Калинкин" по названию деревни, которая тут находилась.А к началу XX века в России насчитывалось около 3000 заводов и заводиков.



Завод "Балтика", кстати, это дочка "Степана Разина" - строили его как филиал, но потом перестройка и понеслась. Стали самостоятельны. А сейчас завод купил гигант "Хайнекен" (а "Балтика" продалась "Карлсберг", а "Баварии" вообще нет)


Приезжал в музей Roger Bird, обозреватель газеты The Guardian и руководитель общества "За хороший эль" и был восхищён портером "Степан Разина" - "Вы русские сохранили качество нашего портера!" Сейчас уже его не производят
В музее есть его книга - энциклопедия пива. Глава о России начинается со следующих слов:



"Пивоварение стран восточного блока в течение 50 лет было тайной. Когда поднялся "железный занавес", Запад узнал очень много нового для себя - например, что в России существовала богатая пивоваренная традиция. Но, как только СССР перестал существовать, международные пивоваренные гиганты бросились осваивать российский рынок - и теперь маркетинговые технологии и международные брэнды представляют реальную угрозу пивоваренным технологиям в России."



Мочённый солёный горох - это была основная закуска на Руси к пиву.





Скорее хочется сказать о другом.
Прежним владельцам завода "Степана Разина" большое спасибо и уважение, за то, что они очень удачно оценили квалификацию Галины Всеволодовны и оперативно приняли решение о создании музея, поддерживают и  развивают его.

Однако, к настоящим хозяевам завода сейчас - группе "Хайнекен" есть простой вопрос. Господа, у вас же есть собственный успешный опыт по созданию музея истории марки ("Хайнекен") мирового уровня. В Амстердаме, где много есть, что посмотреть и попробовать, музей "Хайнекена" один из важный сайтов с очень большой посещаемостью - 270 000 (более четверти миллиона) человек в год. Так, почему не повторить этот опыт здесь в Петербурге. Пусть даже и с меньшим размахом. У вас есть всё: специалисты, история, опыт, средства. У "Калинкина" ("Степана Разина") большая богатая история, причём история не столько бренда, но и российского пивоварения вообще! Один из этажей логично будет рассказывать про Хайнекен.  Берите пример с кокакольщиков - они же детей к себе водят, хотя там ни производства, ни истории. А что вредней для здоровья в умеренных дозах ещё поспорить можно. Рекламный и PR-эффект будет же колоссальный, как локальных брендов, так и глобальных "Хайнекен", "Амстел" и пр..
И это в условиях ограничения рекламы пива!



Сделайте, это - правда! Музей, марка и город достойны сильно большего!

Благодарю за организацию экскурсии upsya, Галину Всеволодовну Кляровскую за экскурсию, а mozort astafiev shchapov evgeny_yurshin
pink_mathilda
oksa_sun
serh за компанию.

напитки, пиво, еда, музей, отчёт, дегустация

Previous post Next post
Up