Введение - 1

Apr 15, 2014 11:46

Некоторые постулаты (аксиомы), вытекающие из смежных областей знания (1..3,7,8) или результаты наблюдений (4..6,9,10).
1) Человек НЕ произошел от обезьяны, человек - это обезьяна. Животное рода Homo, отряд приматов.
2) В роду Homo есть вид Homo sapiens.
3) Разум (Р.)- видовой признак сапиенсов.
4) Р. не передается половым путем.
5) Не все приматы рода Homo разумны.
6) Приматы Homo обоих видов могут образовывать смешанные сообщества.
7) Полноценный Р. является свойством сообщества, содержащего достаточно большое количество разумных индивидов.
8) Отдельно взятый, отдельно живущий, отчужденный человек существует вне разума, даже если был разумен. Разумность индивида реализуется только в соответствующем сообществе.
9) Сообщество по п.7, самостоятельно поддерживающее Р., называется цивилизацией.
10) Цивилизаций может быть более одной.

Для пущей строгости мы разведем понятия, относящееся к сообществу и к индивиду: способность индивида к образованию Р-сообществ назовем разумность. Т.е. разум - у сообщества, разумность - у индивида. Хотя прилагательное, увы, одно.

Из пп.3 и 5 следует, что неразумные не имеют видового признака, следовательно принадлежат к другому виду. Обычно в рамках цивилизации сосуществует большое количество Homo sapiens'ов и несапиенсов. Разумные, например, не нуждаются в образовании иерархий. Их цель - поддерживать и развивать Р., участие в иерархиях и связанная с этим борьба за статус отвлекают от цели человека разумного. Неразумные отличаются тем, что неспособны поддерживать Р., хотя могут обладать высоким индивидуальным интеллектом. Несапиенсы, как и все стайные животные, формируют иерархические структуры. Наблюдения показывают, что разумный человек, индивидуально ввязываясь в иерархические разборки, разумность утрачивает, становясь либо начальством, либо низкоранговым индивидом.

Для последних я пока не подобрал подходящего термина. Чтобы был "альфа", нужна "бета", "гаммы" и в большом количестве "омеги". То есть особи стремящиеся поступить в подчинение. Иерархической пирамиде нужны и вершина, и средние этажи, и основание. Иерархический инстинкт амбивалентен, то есть эмоционально вознаграждает за повелевание и за подчинение. В деревне, например были кулаки и подкулачники. Подкулачники были таковыми не только вследствие материальной зависимости, но и вследствие психологической предрасположенности.

В рамках цивилизации сосуществуют два биологически близких вида: Р. и неР. Вследствие стремления неР-ых к доминированию неинтересующиеся этим делом обычно загоняемы в низы. К величайшему сожалению начальства, для успешной конкуренции между сообществами, нужно обеспечивать разумным уровень разумной достаточности. Не обеспечил - тебя забъет дубиной вожак соседей потому, что в твоей стае делать дубины некому. Такой вот отбор.

Многие неР-ые обладают потенциальной Р-стью, то есть при благоприятных условиях Р может наделить разумом неР. Этого, говоря общечеловеческим языком, "родителя №3" (а может быть 4, 5 и более) лучше обозначать привычным термином "воспитатель". Или Учитель, именно с большой буквы, чтобы не путать с должностью. В роли Учителя может быть учитель, командир, нередко - родители №1 и №2, другие родственники. Когда-то таковыми были были старейшины/старики, но сейчас слишком быстро все меняется. Видел даже гипотезу, что разум зародился, когда стариков перестали убивать, выгонять из племени или съедать.

Говоря опять же более-менее привычными терминами: разумные склонны к образованию горизонтальных связей (обмен-дарение-информирование), неразумные предпочитают вертикальные (отъем-подчинение-командование). Разумных мало интересуют ранг, статус, понты, богатство сверх необходимого.

Почти все из того, что изложено выше, либо прошито в виде инстинктов, либо общеизвестно. Причем настолько общеизвестно, что находит отражение в совершенно привычных выражениях. Например слова "разумная достаточность" и обозначают "мало интересует богатство сверх необходимого" и подсознательно признаем, что это - свойство разумного человека. Однако явное и систематическое описание этих вроде бы общеизвестных явлений, связей и определений обычно встречает жесткое сопротивление.

Вот хрестоматийное "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Всем и каждому понятен смысл этого выражения, расклад, кто тут положительный, кто отрицательный. Однако среди этих всех и каждых полным полно удовлетворенных и даже гордящихся тем что прислуживают ему и/или он. Или та же разумная достаточность - признавая ее позитивным свойством, неР-ые стремятся хапнуть больше.

Раскрытие этих смыслов доминирующие и подкулачники воспринимают как угрозу иерархической пирамиде. Ага, подрыв устоев. Существование неиерархической подсистемы жизненно необходимо, но говорить об этом вслух - не привествуется. Ведь таким образом кто-то несдержанный брякнет о ненужности начальства и шакалов.

иерархия

Previous post Next post
Up