как самому английский учить, чтоб автоматизма достичь

Jun 11, 2020 16:24


личный опыт 11 языков изучения, 20 лет преподавания.



перед тем, как выходить на "высокие обороты",
в 5 этапов добейтесь среднего уровня:
- запомните 300-500 самых нужных слов,
- освойте 60% английской грамматики,
не просто зная теорию, а в виде готовых шаблонов,
- учите далее слова в речевых шаблонах,
- значительно снизив темпы изучения грамматики. и вот на этом этапе
- переходите к аудированию: вот так слушайте аудио-материалы и вот так смотрите фильмы.

из всего этого самое важное и трудное - освоить 60-80% английской грамматики.
на это может уйти от двух месяцев до пары лет - если регулярно заниматься.
в ВУЗах никто не обучает будущих учителей делу преподавания иностранного языка.

[а методики, разработанные иностранцами, слабо годятся для начинающих...]потому что ориентированы на европейцев, чьи языки намного более сходны с английским, чем с русским.
поэтому все эти учебники и курсы начинаются одинаково:
у вас, немцем Ich bin. а у нас I am. у вас Du bist, у нас You are.
немцу больше ничего не нужно объяснять. наши же просто переведут Я есть, Ты есть...
ок, пока нашему человеку понятно.
затем идет: у вас Ich habe, у нас I have, Du hast - You have. и просто перевод У меня есть...
опля, два "есть", но переводятся по-разному... немного сложновато.
и после этого: у вас Es gibt..., у нас There is a book on the table. и просто перевод:
На столе есть книга, без объяснений... третье "есть" в самом начале.
сколько я ни спрашивал у школьников, уверенно знающих английский, разницу между:
There is a book on the table. и The book is on the table. - не могли сформулировать.
в общем, после конструкции there is, there are мало что учится.

работать с написанными иностранцами материалами стоит при достижении среднего уровня.


по этой схеме я самостоятельно выучил 3 языка до уровня Advanced, 1 Intermediate,
и ещё около 7 - базовый уровень и 11 лет учу других.

[копнем в неё глубже ...]1-й ЭТАП. осваиваем основы ЧТЕНИЯ-ПРОИЗНОШЕНИЯ и 300 самых важных слов.
пусть это будет пока пассивное знание, то есть мы будем понимать, слово,
когда увидим его на иностранном языке, но едва ли вспомним его,
когда нужно будет перевести с русского на английский.

- чтение и произношение. чтоб слова запоминались, мы должны знать,
как они читаются. если мы не уверены своем знании,
то смотрим в словаре его прочтение в виде значков транскрипции.

- запоминание первых слов. слова - это строительный материал.
для удержания их в памяти нужен связующий цемент:

2-й ЭТАП. овладеваем 80% НАМ НУЖНЫХ ПРАВИЛ, по которым слова
собираются в предложения, и 600-800 САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ СЛОВ слов.
среднему человеку для решения почти всех его задач достаточно знания правил грамматики
на уровне немного выше среднего и 1500-2000 слов.

в английском это между уровнями Intermediate и Upper-Intermediate.
на этом этапе осваиваем до уровня между Intermediate. это ключевой этап -
если мы его пройдем, то дальше всё пойдет как по маслу.
* 11 вещей, которые стоит знать про уровни языка

- всё наше внимание и усилия грамматике. она - костяк, фундамент,
несущая конструкция, на которую будут навешиваться слова и фразы.

- сетевая структура правил грамматики и значений слов.
и слова, и грамматику нужно у себя в голове собирать
по принципам логики и степени нужности.

- много писать и мало говорить на этой стадии изучения, -
если мы хотим МНОГО ГОВОРИТЬ И МАЛО ПИСАТЬ на следующем этапе.
когда мы пишем, есть время подумать и избежать многих ошибок.
когда мы ОСВАИВАЕМ новое, нам не важна скорость, важна ПРАВИЛЬНОСТЬ.

время дня для изучения. в разное время суток наш мозг воспринимает
и перерабатывает информацию не одинаково.
выбирайте для учебы самые филейные лучшие части дня: или рано утром,
или непосредственно перед сном, чтобы новое играло долгим эхом.

* 12 законов памяти: установки - осмысления - предшествующих знаний - ярких впечатлений - ретроактивного и - проактивного торможения - действий - интереса - повторения - одновременных впечатлений - края - незавершения

- выбор репетитора, курсов или учебника. в самом начале можно
пробовать все три способа, чтобы уметь сравнивать. но остановиться на одном.

3-й ЭТАП. вот теперь уже наша задача - дееспособный словарный запас в 1500-2000 слов,
отработка навыков и скорости устной речи, улавливание языка на слух.
новых правил грамматики мы выучим лишь немного.

* Три причины, почему не запоминается больше пары сотен английских слов

- плетем словесные сети, в узлах которых будут
конкретные ситуации. вокруг этих узлов мы будем собирать слова:
как представиться и завести знакомство,
добраться до нужного места в городе,
способы благодарить людей,
попросить и дать разрешение,
как предложить оказать услугу,
выражаем свое мнение,
даем обещания,
способы извиниться ...

- говорим и улавливаем на слух. это наша конечная цель,
ради этого мы учили иностранный язык.

* Если у вас проблемы с пониманием на слух, вот три возможные причины
* Как добиться произношения в иностранном языке за 5 дней - мой метод

- создаем и поддерживаем эмоциональный фон для более эффективного изучения.
общаемся с интересными людьми, смотрим фильмы и читаем увлекательные истории

всё это разбито на 10 маршей и 48 ступенек и расписано детально
в виде брошюры * часть-1 и * часть-2. данный пост - укороченная версия.
на такой подход * я выходил долго и разными кривыми дорожками
по ссылке моя рекомендация, как оформлять записи при изучении.


эти советы - если вы хотите достичь среднего и уровня и выше.
если вам нужен английский, чтобы пару раз в году на курорт съездить,
то можете ограничиться следующим:
- запомнить 200-300 самых нужных слов для начинающих.
- освоить 40-60% английской грамматики, не вдаваясь в исключения.
- выучить около 300-500 слов, с которых очень сложно спрыгивать.
и к которым можно свести прочие слова.
- очень четко знать самые ходовые речевые шаблоны. то есть:

Мы ГОВОРИМ ФРАЗАМИ. Поэтому для среднего уровня нужно иметь четко запомненными 30-60 самых ходовых фраз. Даже если брать нормальную беседу, то имея в запасе такое количество речевых шаблонов, ими можно заполнить 20-50% процентов содержания всей беседы, чтобы не тратить времени на собирание слов вместе в типичных ситуациях. Do you have…? - I don’t have. Would you like…? - I wouldn’t like. Could you tell me if / where / how … I would like it to be …
Начинающие таким образом сэкономят до 60% своих ментальных сил. Если знать лишь слова - будут долгие зависающие паузы для обдумывания, как лучше их связать вместе.

Кроме того, ходовыми фразами же мы можем ПОТЯНУТЬ ВРЕМЯ, пока мы вспоминаем слово. -> "Как вы уже знаете, мне нужна виза. С одной стороны, это значит, что... - As you know I need a visa. On the one hand, it means that ..." * 25 вводных английских фраз. En-Ru
Такие фразы называются Filler Words - слова-заполнители. Даже в родном языке мы их используем, когда хотим собраться с мыслями и четко сформулировать ответ. А уж в английском и подавно стоит их использовать.



* Если ВРЕМЕНИ на англоязычную подготовку совсем МАЛО - 7 акцентов
голос из зала: "да кому она нужна эта грамматика? только голову ею морочат.
вон сколько людей учат языки на месте, без всяких грамматик".

грамматика - она как нож, который может быть острым и тупым,
с неудобной ручкой, натирающей мозоли и из разных видов стали.
грамматика - это рабочий инструмент, которым можно по-разному пользоваться.
можно и без этого инструмента. взять железку подточить края и говорить:
то, чем я пользуюсь - ни разу не нож грамматика.

если смотреть на суть, то это - правила, по которым слова в понятном виде
собираются в кучку. вот мой пост про важность грамматики. там больше деталей.
и дети, и взрослые, и в родном языке, и в иностранном пользуются такими правилами.
в родном языки мы выходим на них подсознательно, когда мозг перерабатывает
сотни однотипных предложений, выводя из них закономерность.
делая это сознательно, мы ускоряем процесс где-то в 18 раз.


в английском четкий порядок слов сразу дает нам знать, какую функцию
выполняет даже ещё неизвестное нам слово.

когда мы в русском слышим слово хоуману, нам нужно дослушать до конца всё предложение, и лишь потом делать выводы в отношении этого слова. когда мы в английском слышим "хоуману",
то по его месту сразу понимаем его функцию:



самое важное в изучении английского - понимать, как данная тема взаимосвязана с другими. какова её относительная важность. и максимально быстро суметь понять, что именно этой английской темой нужно данную ситуацию отображать... * то есть

Автоматизм бывает 2 видов:
1) Когда мы говорим готовыми фразами, лишь чуть-чуть их видоизменяя. Среднему человеку в памяти их можно удерживать до 400 штук. таким образом только простые диалоги можно вести. И таким образом мы будем частенько отвечать "не в тему". Речь будет звучать примитивно.
Такой автоматизм получается на тех курсах, где акцент с первого урока делается на том, чтобы "сразу заговорить, не копать скучную грамматику". Это долгий путь. Ведущий нас в тупик, из которого потом невозможно развиваться.

2) Когда мы нанизываем слова на ОСОЗНАННЫЕ РАНЕЕ грамматические шаблоны. Грамматика, она как КОНСТРУКТОР - состоит из унифицированных элементов, которые собираются в БОЛЕЕ КРУПНЫЕ узлы.

Голос из зала: "если нужно ОСОЗНАНИЕ, то где же АВТОМАТИЗМ, который подразумевает, что нам не нужно задумываться?" - При начальном и среднем уровне владения конкретным правилом мы в голове собираем слова, опираясь на изученную грамматическую конструкцию.

Когда мы по ОСОЗНАННОЙ грамматической схеме ПРАВИЛЬНО составим два десятка предложений, этот шаблон переходит в подсознание, то есть, грамматическая конструкция доводится до АВТОМАТИЗМА. И больше не нужно ЗАДУМЫВАТЬСЯ.

Но ВСЕ эти пара десятков предложений должны быть построены ПРАВИЛЬНО в том месте, где задействована изучаемая грамматическая схема. Если мы 4 предложений построили правильно, а в 5-м сделали ошибку, то подсознание делает reset, СБРОС накопленного материала и начинает всё по-новой.

А когда мы говорим - ВЕРОЯТНОСТЬ СДЕЛАТЬ ОШИБКУ значительно выше, чем когда мы пишем. Отсюда вывод - сначала осваиваем грамматический шаблон ПИСЬМЕННО, ЗАТЕМ - УСТНО.

Чтобы запомнить словосочетание и на нем основанное правило,
с ним нужно проделать 4 дела: увидеть, услышать, записать, применить в деле.
* Помещаем текст в долговременную память - за 40 секунд

Задействовать слова в реальной жизни мы учимся за 4 стадии:
1) пишем медленно, но правильно с подсматриванием в учебные материалы.
2) пишем быстро и правильно без подсматривания в правила.
3) говорим медленно и правильно с подсматриванием в учебные материалы.
4) говорим быстро и правильно без подсматривания в правила.
* Делать ли дословный перевод английских выражений

Английский - это примерно 50+ тем, каждая из которых разбивается ещё на 2-4 правил. для получения уровня выше среднего * 40 самых важных тем - в логической последовательности плюс примеры предложений на русском. Вот их и нужно отрабатывать указанным способом.

Чтобы получилось легко удерживать их в памяти и далее легко оперировать, темы - правила - под-правила нужно логически взаимоувязывать * в виде "хлебных крошек" * метод Отбросить Прибамбасы для сложных предложений

Голос из зала: "я пробовал учить грамматику и ничего не получилось". Не так. Это ваш УЧИТЕЛЬ или автор учебника пробовал ПРЕПОДАВАТЬ грамматику и у НЕГО ничего не получилось. Учитесь ВЫБИРАТЬ источники * Самоучитель английского для начинающих - как выбрать - 12 правил.

- Владимир, мы будем учить язык в диалогах?
- Нет. Мы будем учить его иначе.
* Почему? Моя подруга сказала, что язык нужно учить в диалогах...

в 4-х языках мне удавалось добиться АВТОМАТИЗМА речи.
поэтому я рекомендую 1 * найти друзей-подруг по переписке.
2. переписываться через почту. далее
3. переписываться по аське или скайпу.
4. говорить те вещи, которые и вы, и вам уже несколько раз писали.
таким образом всё будет идти максимально ЭФФЕКТИВНО.
не спешите сразу говорить, вот * 7 заблуждений начинающих

* Мое интервью газете "Аргументы и Факты" - про грамматику, выбор методики,
ошибки начинающих, способности к языкам.

* Большая подборка для начинающих учить Английский: значки транскрипции - их озвучка - 300 первых слов в 24 группах - рассказ о себе - типичные ситуации - фразы для переписки - разница между важными словами - как гугл может быстро помочь в 5 направлениях

* Про слабость изучения языка погружением в среду
* Гуманитарии vs. Технари - способности к языкам и Великая Брехня
* Кроме английского: какие иностранные языки повысят вашу зарплату

* Ага! Секретный ключ под Present Perfect * Объясняю Past Perfect восемью словами
* THIS is a pen. - IT is a pen. разница * Логика глагола GET, объясняющая его 50+ значений
* Метод Замяткина: Молоток против Пилы * 12 принципов изучения английского
от ESL-специалиста К.Бэра, дополненные моим опытом изучения 10 языков

* Ключевая слабость метода Ильи Франка * 100 всеохватных фраз для выживания за границей. EN-RU

я также пишу на другие важные темы:
здоровый образ жизни - тэг * заботимся о теле... - 235 постов
тэг * про Жизнь Системно - 222 поста, тэг * про людские отношения - 138 постов

приглашаю в мою ФБ-группу * Английского языка ключевые слова и правила
сюда я пишу в 5 раз чаще, только языковая тематика.


... ... ... ...

Самостоятельное Изучение Английского

Previous post Next post
Up