Как отец Даниил своим миссионерством перепортил отношения с местными властями.

Apr 05, 2014 02:26

Ниже диалог в фейсбуке с влад.Питиримом Ташкентским о миссии о.Даниила. Потом мой комментарий, как человека, участвовавшего в той поездке по Киргизии.

В.: Владыка, а как Вы относитесь к наследию и идеям о.Даниила Сысоева в этой связи?

П: Отца Даниила дурным словом вспоминают, например, в Киргизии, где он умудрился за одну неделю своим миссионерством перепортить отношения с местными властями, которые потом пришлось налаживать в течение долгого времени. Мне в Душанбе местные исламисты нередко задают провокационный вопрос: "А как Вы относитесь к о. Даниилу Сысоеву?" Я отвечаю: "К покойному о. Даниилу я отношусь с любовью и уважением, но не разделяю его методов миссионерства среди мусульман. Считаю их совершенно неприемлемыми".

В: Поэтому искренне спрашиваю - разве мы не должны обращать и крестить чеченцев, азербайджанцев и т.п. чтобы предотвратить катострофу как это делал о.Даниил?

П: Я считаю, что их нужно просвещать русской культурой, а крестить не получится - слишком сильно действует на них автохронная культура. ... Вы мне пишите о единичных случаях (максимум - несколько десятков), а я Вам говорю о массовом крещении, которое одно только может предотвратить ту катастрофу, которой Вы опасаетесь. Единичные случаи и у нас есть, были они и при святой княгине Ольге до Крещения Руси. Но вот само Крещение стало возможным только при ее внуке Владимире. Такая же ситуация и с теми, кого Вы так торопитесь окрестить. Всему свое время. Поспешишь - людей насмешишь.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=594246023984794&id=100001982057652&comment_id=57737343&offset=0&total_comments=71¬if_t=feed_comment_reply

Не мог о.Даниил испортить отношение с местными властями. 90% времени у нашей миссионерской группы уходило на проповедь сектантам, 8% на катехизацию. И только 2% на мусульман. Как именно о.Даниил мог испортить отношение, чем именно? Может тем, что подобно апостолу Павлу своими проповедями возмущал иудеев, книжников и фарисеев? И те бежали жаловаться на него власть имущим и хотели предать его смерти? На чьей стороне тогда православный епископ?

Соглашусь с владыкой. Инкультурация действительно важна. Большой поток крестящихся русского-язычных татар...  Но татары живут в России, где русский язык имеет статус государственного. А владыка Питирим живет (или жил?) в Средней Азии, где молодежь на русском уже не говорит. И не будет говорить. После присоединения Средней Азии к России вся их национальная история - это борьба против обрусения и колонизации. На протяжении 19 века русские в Средней Азии почти не проповедовали местному населению. Не случайно, в той же Киргизии в революцию была устроена резня русских людей. В советские годы на те же грабли наступили. В конце 80-х начале 90-х по лбу получили многие русские, вынужденные бежать из бывших республик. Неужели будет и в третий раз?

Учить православной культуре причем в обязательном порядке нужно тех азиатов, которые приезжают в Россию на заработки. А тех, кто будет против, нужно просто депортировать.

Тюркская культура и народы достаточны зрелые и древние, чтобы им можно было навязать русскую культуру у них на родине. Сам владыка в этом признается: "слишком сильно действует на них автохтонная культура". Таджикские мальчики, читающие русские стихи, это известное исключение. Таких таджиков, скорее всего с Памира, очень мало.

С другой стороны, есть пример свв.Кирилла и Мефодия, равноапостольного Николая Касаткина Они не учили греческому языку славян, а дали славянам Библию на их языке. И потом уже появилась уникальная славянская культура. Примерно так же с Японией. Японцы, когда свт.Николай начинал свою миссию, боялись, что сейчас их будут учить русской вере. Святому Николаю Японскому понадобились большие усилия, чтобы развенчать этот стереотип.

Митрополитам нужно было брать пример с этих святых. И именно здесь был бы успех. Доказательство тому, не только пример святителей 18-19 вв., но и современная деятельность протестантов в Средней Азии. Переводными Евангелиями они заполняют Среднюю Азию. В киргизских протестантских сектах киргизов больше, чем русских людей в русских православных храмах. У них на первом месте Евангелие и Киргизия. У нас там на первом месте Русская Культура (умирающая, к слову сказать). И они побеждают, как качественно, таки количественно.

Владыка напрасно сводит всё к единичным случаям. Если бы каждый священник жил и проповедовал так, как это делал отец Даниил Сысоев, то мы бы говорили о тысячах крещенных из мусульманских народов. Легче сказать, что методы у миссионера не правильные. Легче, служить при консульстве, чем идти в дома к простым японцам, киргизам, таджикам, учить их язык. Не всем по плечу подвиг равноапостольного или мученика. Но и неправильно передавать фарисейские обвинения на святых угодников Божиих.

Даниил Сысоев, Киргизия, проповедь

Previous post Next post
Up