О внутреннем мире.

May 23, 2020 14:29


На работе неделю имел место быть идеальный шторм (девятичасовой рабочий день в воскресенье за рабочим компьютером - это... ну... нехорошо?), но сегодня вроде приотпустило. В порядке компенсации тянет на размышления, и я ими займусь.


"Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить."
(А. С. Пушкин)
По ссылке, кстати, почитайте, особенно короткие формы. Мог пиит, и в нынешнем твиттере он бы блистал. Знакомство с античным телефонным справочником желательно, но не обязательно.

Я же о внутреннем мире. О своём, чтобы Вам не было обидно. Или было.

О чём на самом деле спорили мудрецы? По мне, так вовсе не о том, можно ли описать перемещение кирпича с крыши к Вашей голове набором фотоснимков или надо считать его чем-то единым и неделимым. Какая разница - летит и летит. Оно работает, девять и восемьдесят одна сотая, сбоев не даёт.

Настоящий вопрос был о том, что и как в Вашей... извините, моей... голове происходит. Не в связи с кирпичом, а вообще.

Можно ли считать Вас самого, Ваше "я"... то есть меня и моё, конечно же... последовательностью дискретных состояний или чем-то совсем уж постепенным и незаметно текучим? Согласитесь, что тема... ну, такая, с последствиями. Человек - он не кирпич в свободном падении, он виляет, как маркитантская лодка (подтверждено наблюдением), а значит, праксис по обсуждаемому вопросу не только небесполезен, но и возможен.

Потому в публичном месте проще спорить про движение чего-то там. Тем более, что публика может статься с полномочиями, а потом всё свалят на легионера, когда-то не сдавшего зачёт по начерталке.

Теперь же немного безумных теорий. Или не безумных, если какие-нибудь уважаемые люди всё это уже озвучили.

Вот Вы имеете дело со мной, а я в ЖЖ пишу долго и много. Привычка, отдых, упражнение, удовольствие. Можно сказать, что Вы, общаясь со мной на достаточно большом отрезке времени, имеете дело с неким "мной-большим". Очевидно, что моё ЖЖ-творчество - это всего лишь один из аспектов такого "меня-большого". Я ещё и деньги стараюсь прикапливать, и пауэр-метал слушаю, и зарядку каждое утро делаю, и даже на работу хожу, в том числе по воскресеньям. "Я-большой" - это много чего.

"Вы-большой", наверное, тоже, но не смею судить.

Если уж совсем округлять, то "я-большой" - это не только то, что я сделал и я делаю, но и то, что я мог бы сделать, но по каким-то причинам не. То есть это ещё и мои представления о возможном будущем (Вы в моём ЖЖ им причащались): представления сегодняшние, вчерашние, двадцатилетней давности. Они, разумеется, разные, представления-то, но они все "меня-большого" составили, "меня-большого" сформировали.

"Я-большой" - это не просто траектория случившегося, состоявшегося, обретённого и достигнутого в некотором виртуальном пространстве, не какая-то линия единичной толщины (что было), но эта линия в некотором окружении (чего не было, но я мог бы).

Замечу, что мои откровенно завиральные мечты (если у Вас их никогда не было, то завидую) суть всего лишь возгонка моих представлений о возможном и доступном. Помните "не можем коня в шампанском искупать, так хотя бы кошку пивом обольём"? - вот наоборот. На кошку пиво пролил, и - о!.. а ведь как оно могло бы быть! Коня в шампанском! Диплодока в коньяке! Так что исключить эти завиральные мечты из "меня-большого" я имею право потому, что их всегда можно вывести из оставшегося.

Примечание: ни одна кошка не пострадала, а вообще к идее квартирных животных я отношусь скептически, это какой-то демиург выдумал. И пива давно не употребляю.

Вот "я-большой". Я-всё-и-сразу. Термин подразумевает, что есть и "я-маленький".

Вы, вероятно, уже готовы к тому, что сейчас я начну про спинной мозг и безусловные рефлексы. А вот нет. Здесь не только "биология", хотя она присутствует обильно и обширно. Речь идёт обо мне "от сих до сих" - обо мне, ограниченном некими резкими изменениями. "Резкими" в том смысле, что отношение их размера к их времени достаточно велико.

Пример такого изменения? Большинство рекламных роликов делается с тем, чтобы возбудить в Вас желание получить какую-то дорогостоящую вещь или услугу - и добиться этого изменения в Вас за полминуты экранного времени Вашего внимания.

Если сценарист гонит халтуру, то он, не стеснённый ограничениями ярмарочного зазывалы, нужного ему Вас в ролике Вам же и покажет: "ой, я увидел анобтаниевую мормулеточку, я сейчас описаюсь, я должен её получить".

Разовью пример. Всё, что мы называем искусством, решает задачу контроля над моими или Вашими дискретными состояниями. Обозначить себя нынешнего, помочь отделить очередную часть себя (катарсис) или убедить продолжить её дальше ("в десятом сезоне нашего сериала вы увидите")... этой частью может быть кусочек прожитого, ею может быть кусочек выдуманного (конь в шампанском).

Обозначить, помочь, убедить с предоставлением примеров. Зачем? Хотя бы затем, чтобы про Раскольникова на бумаге прочесть и благополучно забыть, а не самому топор на соседях тестировать - в последнем случае Порфирий Порфирьевич забыть не даст (убыток актору), а использованные соседи в ВНП уже не вложатся (убыток обществу).

Понятно, что искусство здесь есть фактор пускай решающий - и, главное, управляемый - но не единственный и не обязательно самый мощный. "Сама жизнь" как взаимодействие с физическим миром и человеческим обществом предоставляет свои аргументы в пользу того или иного выбора; жизнь вынуждает нас меняться или препятствует нашим усилиям по изменению себя.

Ну да, крыша над головой (искусство) не отменяет дождя (жизнь), однако это не основание отказываться от крыши. Равно и дождь не основание отказываться покидать уютное жилище, если дело действительно важное.

Брадатые мудрецы - они об этом. Спросите меня через полгода, я подтвержу. Если, конечно, парикмахерские не откроют.

То есть "я-маленький" - это я как набор отдельно взятых дискретных состояний, набор снимков в инстаграме, которого у меня нет. Вереница объектов.

Нет, объектов отдельных не в каждую секунду или любую другую равномерно нарубленную внешним наблюдателем часть оборота родной планеты вокруг своей оси. А именно "вот это был я-такой, а вот это стал я-сякой", потому что (список обстоятельств, избранных и/или неизбежных, прилагается). И да, представления о будущем сюда же: "я-маленький" ("сякой") сейчас полагаю, верно или ошибочно, что из "я-сякого" стану "я-разэдаким" при следующих обстоятельствах (список обстоятельств прилагается).

А "я-большой", сумма-частей-как-нечто-большее - это единый и неделимый процесс, это я весь и сразу.

То, что оба этих состояния одновременно отрабатываются одними и теми же межушными вычислительными мощностями (пятнадцать миллиардов нейронов, все дела), составляя создавая одну и ту же личность (мы уже договорились, что личность моя, а не Ваша?), проблемы не упрощает, хотя и создаёт возможность описания этой проблемы.

Далее обещанное безумие. До сих пор были пятизначные таблицы логарифмов Глазенапа.

По моему скромному мнению, отношения между "я-большим" и "я-маленьким" - а эти отношения неизбежны, мозги-то одни и те же - могут быть описаны так же, как отношения между индивидами в обществе. Те самые, про которые я столько пишу здесь по рельсам работы "Поведение".

Иными словами, внутренний мир человека как набор переживаний с изложенной точки зрения может быть расписан на уровне методички. Не в смысле оценок "хороший-плохой", а в смысле "откуда что берётся". Со всеми прилагающимися выводами по менталитетам и, не побоюсь этого слова, эгрегорам.

Причём расписан не в режиме "мне было откровение". То есть оно было, конечно, и Вы его сейчас читаете. Однако по крайней мере поле разговора на весьма важные темы можно будет разметить, а потом наблюдениями из жизни подтверждать или опровергать фишки в полях разметки. Го. Нет, не "пошёл" куда-то там, западофилы хреновы, а игра такая китайская.

Я не покушаюсь на священную пирамиду Маслоу и подобные ей сооружения, - масштаб не тот - но вот списочек для примера попробую составить. Не сейчас, а как только работа даст сколько-нибудь достаточное время, и если обозлённые легионеры по округе не станут шастать.

Может быть, какому автору это безумие поможет с синопсисом и катарсисом. Лишь бы тот автор священную книгу не замахивался написать, а то мне потом неудобно будет.

Спасибо за внимание. Антител Вам в кровь.

ПостСкриптум. Зачем вообще заниматься описаниями? А никакое проектирование без них невозможно. Не будет методички, вместо неё станутся души прекрасные порывы с правотой в главном. И живые в который раз позавидуют мёртвым. А они уже и так обзавидовались, в наших-то палестинах. Я против такой роскоши.

общество, этика, теория

Previous post Next post
Up