Ну, за коммунизм. Часть первая.

Aug 21, 2019 14:20


Это продолжение рассуждений " Ещё раз о прекрасном далёке", " Нить. О государстве" и " Ну, за либерализм" - и я вынужден разбить текст на две части, вынеся во вторую собственно наброс подачу "как жизнеспособное коммунистическое общество могло бы выглядеть в наше время и в здешних местах".

Здесь же, в первой же части я веду всё тот же кампф "спор о ( Read more... )

общество, этика, теория

Leave a comment

Comments 43

repins3 August 21 2019, 12:10:31 UTC
Для любой коммунии, прежде всего коммуния. Справедливость существует, не для того, что бы противопоставится коммунии.

Reply

17ur August 21 2019, 16:47:50 UTC

Простите, что такое коммуния? Причастие у католиков?

Reply

repins3 August 22 2019, 12:58:08 UTC
Коммуния или коммуна, и именно в парадигме коммунаистической утопии. Это актуально для любых сообществ, ничто не может противопоставится самому сообществу. Закономерно в коммунии, это будет порождать двойную мораль, а то и более. Если изменять саму теорию коммунаизма, это будет не коммунаизм, и это будет видно.

Reply


submagic August 21 2019, 12:12:08 UTC

Презумпция справедливости уместна в любых двух- или многосторонних отношениях. Презумпция свободы - во всех остальных областях.

Господин А. продаёт золото по рыночной цене. Вы покупаете у него это золото, поскольку оно Вам нужно. Покупаете по рыночной цене, не задранной - и это Вас, более или менее, устраивает. Всё справедливо.

При этом господин А. делает это золото из грязи - он синтезировал философский камень и может делать золото за совершеннейший бесценок. Но это его право - он же, синтезируя ФК и делая золото, ни с кем ни в какие отношения не вступал. Теперь он наживается и скоро купит себе шестнадцатую виллу или восьмой замок... имеет право, однако. Свобода!

А вот если бы господин А. продавал бы таким же образом хлеб в голодный год... Ну, тут нужно смотреть. Отчего год голодный-то. Но если господин А. тут ни при чём - увы, раскулачивать его тоже нельзя. Ибо он ничью ситуацию своими действиям не ухудшает.

Reply

17ur August 21 2019, 16:45:42 UTC

Эхм, рыночная цена в принципе не может быть справедливой. То есть ЛЮБАЯ рыночная цена может быть названа справедливой и несправедливой. "Справедливая" применительно к рыночной цене - это сотрясение воздуха.

Это разные области деятельности, коммунальная и хозяйственная, нормированные разными ценностями.

Reply

submagic August 21 2019, 18:06:17 UTC

Если два взрослых, дееспособных человека вступили в некие отношения, не затрагивающие других людей и считают поведение партнёра по этим отношениям справедливым - оно таковым и является. И будет являться таковым, по крайней мере, до тех пор, пока мнение хотя бы одного из партнёров на этот счёт не изменится.

Reply

17ur August 22 2019, 10:38:47 UTC

Извините, это ненужное умножение сущностей. "Взрослые", "дееспособные", "не затрагивающие" (кто определять будет?)... опять же "цена" из предыдущей реплики, которая вообще-то является мерой пользы, а не справедливости; особо подчеркну - мерой, а не индикатором присутствия.

Справедливость складывается в коммунальных отношениях, а торговля - процесс изменения отношений собственности, и складывается там ценность пользы.

Reply


darkhon August 21 2019, 12:28:15 UTC
Копаться в нюансах смысла не вижу, ибо справедливость -- это социализм, а не коммунизм. По заслуженному, коммунизм же -- о халяве "по потребностям".

Reply

submagic August 21 2019, 14:02:40 UTC

Коммунизм == социализм + забота о слабейших

Reply

darkhon August 21 2019, 14:33:30 UTC
Нет. Парадигмальная разница. Хотя бы на примере "по заслугам" и "по потребности". Второй -- незаслуженная халява как принцип. НЕ справедливо.
Забота о слабых (но не паразитах, и не доводя до намеренного ухудшения качества людей) в социализм включена, ибо справедливо.

Reply

darkhon August 21 2019, 16:57:43 UTC
>>> и "по потребности". Второй -- незаслуженная халява

Это не халява, это план. Распределение не потому, что кто-то что-то заслужил, а потому что кому-то что-то нужно во исполнение общественно-полезной задачи.

Reply


anonymous August 21 2019, 16:52:54 UTC
>>> "Само всё получится, если оставить только этот путь". В сочетании с "северным" полюдьем, энергия которого тратится субъектом на торможение чересчур прытких окружающих, получим тот самый "застой".

>>> Западный" изыск "северного" полюдья наблюдался у нас уже после коммунизма и без него. Иными словами, с коммунальной сферой, прижатой масштабно и жестоко за-ради сфер хозяйственной и управленческой.

В самые "восточные"/"застойные" годы рост ВВП составлял 4-5% годовых. Что сопоставимо с "западными" цифрами нефтяных 2000-х и гораздо выше околонулевых цифр 2010-х.

Так что приоритет хозяйства и управления ("пользы") реализуется как-то не очень, и ради чего прижата коммунальная сфера, не ясно.

"Пробежать 100 лет на 10 лет" - это во многом "север", предотвращение далёкой, но от этого не менее опасной угрозы. Не пробежим - сомнут.

Reply

17ur August 22 2019, 10:54:23 UTC

Изменения в коммунальной сфере периода 1920-1950 и 1950-1990... согласитесь, первые несопоставимо масштабнее. Рост ВВП здесь не выглядит критерием.

Что же до "западной" катастрофы, так выгода от неё была не в том, что стало лучше жить, а в том, что стало предельно легко наживаться, тратить и управлять. Легче и проще. Соблазн, на который повелось население, состоял именно в этом. "Чтобы без очередей, ну и пусть тогда колбаса будет по 2-30, а не по 2-20"... ну, получили.

"100 за 10" - это как раз формула союза "юга" - "вождь знает, как и куда, все за ним" - с "северным" полюдьем: "соседи не должны полезть". Угроза после Гражданской была какой угодно, но не "далёкой".

Reply

anonymous August 22 2019, 14:37:17 UTC
"2-20", "очереди", "наживаться" и "тратить" - это уже не "польза", а "распределение".

Акцент на "пользе" подразумевает, что вкусняшки распределяются пусть и несправедливо, но количество самих вкусняшек увеличивается. Тут как раз ВВП неплохой критерий. По факту вкусняшки при "западной" системе растут почему-то хуже, чем при "восточной".

Reply

17ur August 23 2019, 12:07:04 UTC

"По факту" против "полных прилавков" не работает. И это именно что ценность пользы как видимое приумножение собственности - "всегда могу пойти и купить".

Оговорки здесь очевидны - мол, видимое впечатление не соответствует тому самому "по факту". Ну, не соответствует. Помогло против "ста сортов колбасы в западных супермаркетах"? Опыт, увы.

Reply


спасибо за внимание nipolin August 21 2019, 17:59:17 UTC
спасибо за труд.
/Коммунистическое общество - общество, в котором коммунальная сфера общественной деятельности, основанная на ценности справедливости, доминирует над всеми остальными сферами общественной деятельности\

Начинаем сначала.
Справедливость понятие относительное и существует во всех обществах, даже в обществе людоедов.

Reply

Re: спасибо за внимание 17ur August 22 2019, 10:47:06 UTC
Пожалуйста. Кстати, а что такое "даже общество людоедов", если уж речь пошла об определениях? Общество для меня - это сила, соединяющая людей вместе, и одновременно возможность совместной деятельности людей в группе.

Бывают ли общества футболистов? Престидижитаторов? Хромых? Вторых сыновей в семье? Вегетарианцев? Робинзонов?

Людоеды - это, кстати, которые людей едят потому, что вкусно, голодно или победа в стычке? Раз в неделю, раз в десять лет или раз в жизни и то случайно? Или не едят и не ели, но не против в случае чего?

Ну, если уж "сначала", как Вы заметили.

И это я ещё не придрался к "относительному". Относительному чего?

Reply


Leave a comment

Up