Ещё раз о прекрасном далёке.

Apr 27, 2019 14:27


Читаю " Проблему мечтателей" авторства sch_haifisch via darkhon.

Вообще-то, - и это не к автору, а к тем, кого он критикует - мечтаемые реалии не происходят из общественного строя, приверженность которому мечтатель декларирует, потому что ему нравятся слово "коммунизм" и красный цвет или там царебатюшка верхом на словах "симфония властей". Наоборот: строй, способ жизни, мечты складываются из всего этого, а названия и цвета суть дело десятое.

Всевозможные учения суть попытки именно что упаковать мечтаемые реалии в сколько-нибудь непротиворечивый общественный уклад, который можно отрекламировать сколько-нибудь компактно. Попытки, кстати, дозволенные на любом уровне - и "как мне удобно", и "как всем надо". Просто уровни эти, ходы надо записывать и отличать друг от дружки.

Давайте я запишу несколько ходов. Несколько сугубо личных ("я хочу") фантазий насчёт того, как оно могло бы выглядеть, окажись мои рассуждизмы по семье, школе, тюрьме и армии как модах существования всякого человеческого сообщества чем-нибудь не просто похожим на истину, но и привлекательным для масс вплоть до порывов этих самых масс к воплощению в жизнь.




Насчёт семьи. Семье нужен дом. Из моего понимания семьи - опущу цепочку рассуждений - следует формула "по комнате на каждого члена семьи, плюс как минимум одна общая комната, плюс обслуживающие помещения".

После восторженных воплей, контрапунктируемых искренним хохотом, я просто озвучиваю те самые ключевые реалии (опять же пропустив обстоятельства, связанные со сменой места работы, размножением и прочими проблемами жилфондов, казённых и не очень): тотальная роботизация строительства, ремонта и расширения инфраструктуры.

Начиная - уже сейчас - с расписания и выстраивания в производственные цепочки того, что вкалывающие роботы должны уметь, и того, что они должны знать, какой опыт должен быть оцифрован на всю оставшуюся вечность. Кто этим будет заниматься, и почему его за это не убьют, и как будет поставлено администрирование процесса. Уже понимая перечисленное, как необходимые условия, можно выдумать, как в таком обществе люди будут жить: что ещё роботы такого уровня будут уметь, и что необходимо будет уметь человеку в таком окружении, а что не обязательно, и какая жизнь у таких умельцев наладится между собою...

Нормально с фантазией? Ну так я продолжу. Могу помедленнее, если записываете.



Школа. Опять же из моего понимания следует, что, во-первых, школа должна быть изолированным и скучным местом, чтобы учиться было веселее всех остальных доступных действий: в царстве униформ, звонков и чинного выгуливания на переменах; а, во-вторых, спрос на усвоенные знания у подрастающего поколения должен быть постоянным, чтобы даже временное исключение из школы - повеселиться на улице - не выглядело приемлемым вариантом.

Готовы смеяться? Смейтесь. Я считаю, что независимыми и проводимыми в масштабах страны должны быть не выпускные экзамены, а контрольные мероприятия низшего уровня - да, будет непросто, особенно из-за проблемы с рассинхронизацией школ (то есть отставаниями целых классов), и тем не менее.

Мало? Я считаю, что все учебные курсы в школе должны быть оформлены как тандем телевизионного лектора и живого учителя - причём речь идёт не о суетливых комментариях к стриму длиной в учебный час, а о сборке учителем коротких фрагментов непререкаемых сведений из учебной программы (формул и дат, с картинками на заднем плане поярче тусклых стен школы) в тот нарратив, который именно живой человек здесь и сейчас донесёт живым людям. Естественно, с шаблонами таких нарративов длиною минимум в четверть. В телелекторы, кстати, вообще кто-то высокомерный и безразличный должен записаться, "злой следователь".

Ещё не смешно? Ладно. Я считаю, что за независимо полученные хорошие оценки на контрольных мероприятиях низшего уровня государство должно доплачивать семьям учеников, даже если потом те же самые деньги будут выданы на школьные завтраки... с бытовой инфраструктурой и с жильём при школах вообще отдельные вопросы.

Однако да, к выгодности демонстрации знаний надо приучать с младых ногтей так же, как и к монотонной работе по применению полученных знаний, которая тоже должна рулить в школах. И о домашних заданиях не забыть. Если совсем для смеха, то каждой задаче, выданной на решение наружу школы, должна соответствовать точно такая же задача с другими числами, которая угрожает ученику внутри. Чтобы "папа у Васи силён в математике" не работало.

И напоследок. Сами экзамены - это как раз праздник разговора со своим учителем по изученному предмету в отсутствие тех сдержек, которые были описаны выше. Разговора безо всяких наблюдателей и прочего, совершенно внутреннее дело школы, квазисуверенитет. "Добрый следователь", чтобы десятилетия спустя цветы на день рождения слали.

Следующие отсюда реалии прикиньте сами, начиная с того, насколько учительское сообщество отдельно взятого учебного заведения должно измениться как целое.



Теперь к тюрьме. Я уже говорил, что тюрьма - место для насильников, для тех, кто не хочет сдерживаться: "я буду делать другим то, чего они не делают мне". Футуристических решений, - точнее, футуристических ипостасей этих решений - я вижу лишь два. Или две. Бетризация и виртуализация.

Первая со всеми этими заводными апельсинами мне попросту претит, как сокращение пространства возможностей, - я попробовал рассмотреть раньше то же самое в гуманном рассуждении сведения всей социальной жизни в местах отбытия наказания к бессмысленному труду, но получилось не так уж убедительно. Вторая же опция, виртуализация, заслуживает всяческого внимания.

То есть не редукция социальной жизни у человека, изолированного от общества де-факто, а напротив, перегрузка человека "социальщиной" для долговременного купирования общественно опасного поведения. Тут, конечно, опять-таки речь идёт об огромном количестве сложных ботов за очками виртуального шлема: текстовых, звуковых, видео и проч., "всё как у людей" плюс анонимы на подработке. И модулирование общения в реальном мире места отбытия наказания поведением наказуемого в виртуальном месте. Не сдержался и послал всех нах - сиди в одиночке, как заказывал.

Нет, на людей, у которых пограничные отношения с обществом уже состоялись, такое вряд ли повлияет, однако те со временем вымрут. С другой стороны, есть подозрение, что первоходок после такого отбытия наказания второходком становиться не захочет от слова "совсем", и в то же время закреплённые таким малоприятным образом навыки помогут ему не оступиться вновь. Во всяком случае, "преступный мир" как явление в таких условиях будет радикально сокращён в масштабах (правда, не факт, что это хорошо).

Реалии здесь начнутся с границы понятия "пытки". Если "я не хочу!", а заставляют мыться - это пытка? Если я отверг всех и из-за этого сижу в одиночке - это пытка? Тут, знаете ли, философов надо подгонять с философского парохода, чтобы разъяснили. Про ответственность за поведение, про свободу выбора и так далее.



Наконец, армия, то есть такая мода существования более-менее изолированного сообщества, которая спасает остальное общество от неспособности членов этого изолированного сообщества сдерживаться: от ненамеренного активного поведения, опасного для окружающих.

Главное: армий в обществе чаемого мною будущего должно быть много, самых разных размеров, по самым разным поводам, самых разных сроков существования и самых разных режимов существования - что в период использования, что в период ожидания. Т-щ Хайнлайн переборщил со Службой как сувереном воображённой им мировой гегемонии, однако да, "единственный шанс не попасть на службу - это получить у психиатра удостоверение в том, что вы не можете понять, о чем говорится в присяге".

Армии боевые, охранные, наблюдательные, трудовые, творческие, научные, технические... у армий церковных та ещё репутация, но ладно, пусть и они. Городские, поселковые, районные, областные, отраслевые.

Из этого следуют необходимость тектонического сдвига в понимании обществом войны как процесса и необходимость следующего из этого сдвига набора новых реалий. Однако тот сдвиг и нынче мало-помалу идёт: обыватель постепенно понимает, что войной могут называться вещи сильно несхожие с бомбами ему на голову лично, здесь и сейчас, однако по своим последствиям от бомб мало отличимые.

Приведёт ли такое к новому набору международных конвенций (он же "распад мирового сообщества", "изоляция" и прочее) в целях ограничения этих радостей, мне неведомо. Однако армии в обществе, несводимые к понятию вооружённого отряда суверена для разборки с другими суверенами, оно востребует.

Подробнее по всем четырём пунктам именно с точки зрения чаемых реалий и прочего я ещё продолжу высказываться. Хотя про то же роботизированное строительство я уже отболтался, например, здесь, в режиме постап-утопии. Если совсем потеряю чувство меры и найду время, то попробую эти реалии и сопрячь, взывая к Марксу, Ницше или Будде. Чтобы без противоречий.



Пока же спасибо за внимание. Не забывайте мечтать.

общество, теория, футуризм

Previous post Next post
Up