Как соединились наши войска севернее Сталинграда

Feb 01, 2017 02:17


П.Олендер, Л.Высокоостровский || « Красная звезда» №279, 27 ноября 1942 года

Наступательные бои наших войск в районе Сталинграда продолжаются. За время боев с 19 по 26 ноября взято в плен 63.000 солдат и офицеров противника, захвачены 1.863 орудия, 3.851 пулемет, 1.320 танков и много других трофеев.

С каждым днем все более увеличивать потери врага, не давать ему передышки!

# Все статьи за 27 ноября 1942 года.

1. Сообщение корреспондента «Красной звезды» с севера




СЕВЕРО-ЗАПАДНЕЕ СТАЛИНГРАДА, 26 ноября. (По телеграфу). Три месяца в этих местах шли бои. Отсюда немцы подошли к Сталинграду. Здесь тогда было мало наших бойцов и техники. Подразделения с трудом сдерживали натиск немецких танков и мотопехоты, пытавшихся овладеть городом с налета. Временами казалось, что они не выдержат, не устоят, но с Тракторного завода шли танковые экипажи рабочих, постепенно концентрировались войска. Враг был задержан. Немцы, обложившие город, зарылись в землю. У них появились доты и дзоты, рядом с окопами выросли блиндажи. С северо-запада, где находились наши войска, помогавшие защитникам Сталинграда, немцы прикрылись мощными инженерными сооружениями, построили крепкую противотанковую оборону.

Шли дни. Советское Информбюро сообщало об огневых налетах нашей артиллерии на позиции противника, о разведывательных действиях северо-западнее Сталинграда. Разведка уточняла передний край вражеской обороны, выясняла ее систему. Впереди немецких окопов находились противотанковые мины, расположенные в шахматном порядке, группами по пяти-семи штук. За ними в ряд или внаброс лежали противопехотные мины. Еще через пять-десять метров были установлены управляемые фугасы. Они опоясывали проволочные заграждения, ежи, рогатки в спирали Бруно. Самые дзоты и окопы были построены полукольцом, причем часть из них имела обстрел не только перед собой, но и в тыл. Противотанковые орудия, расположенные узлами, могли легко маневрировать, для чего имелись особые ходы сообщений. Кроме того, села Томилин, Акатовка и Лотошанка, а также ряд высот и оврагов были превращены противником в мощные опорные пункты.

Около трех месяцев стояли перед этим оборонительным поясом немцев наши войска. До Сталинграда было недалеко, но каждый метр земли был здесь укреплен врагом. Наши части медленно, но верно подтачивали вражескую оборону, разрушали дзоты и окопы, выводили из строя огневые точки.

Наконец, настал момент решающего штурма вражеских укреплений, который был подготовлен с особой тщательностью. Точно в указанную минуту открыла огонь артиллерия. Через короткое время в ряде мест были проделаны проходы в инженерных сооружениях врага. Снаряды обрушились на окопы фашистов, на дзоты, откуда открывался обычно фланговый огонь по наступающим. Как и раньше, немцы удалились на время в блиндажи, оставив на месте только дежурные пулеметы и минометы. Но и в блиндажах им не было покоя - била советская тяжелая артиллерия. Под прикрытием мощного огня в атаку пошли наши танки и пехота.

Бой развивался не везде одинаково, и сопротивление немцев было различно на разных участках. Там, где артиллерия не давала врагу поднять голову, - там наши подразделения, следуя за огневым валом, быстро вклинились в полосу инженерных прикрытий и приблизились к немецким окопам. Интересно проследить это на примере роты, которой командует лейтенант Клочко.

Во время артиллерийской обработки Клочко следовал со своей ротой непосредственно за разрывами снарядов, примерно в трехстах метрах. Движение роты, конечно, было замечено дежурными пулеметчиками и минометчиками врага. Они открыли огонь, но так как рота передвигалась резкими бросками, то потери ее были незначительны. Так бойцы приблизились к минным полям противника. Нашими снарядами уже были проделаны здесь проходы. Только в некоторых местах пришлось убрать отдельные мины и перерезать проволоку. Этим занялись приданные саперы и отдельные бойцы, в то время как вся рота, открыла интенсивный огонь по окопам врага. Были введены в действие ротные минометы.

Немцы не смогли больше усидеть в блиндажах, еще раньше поврежденных снарядами. Они вылезли наружу, но были встречены обходящей их слева ротой лейтенанта Павленко. Враг очутился между двух огней. Ему пришлось бежать обратно в свои окопы, а там уже находились бойцы роты Клочко. Завязалась рукопашная схватка, в которой наши бойцы действовали штыками, ножами, тесаками. Зигзагообразная форма окопов позволяла красноармейцам обрушиваться на врага из-за угла и насмерть бить обезумевших немцев. Свыше 400 солдат и офицеров истребила в их же окопах рота лейтенанта Клочко.

В выполнении ее задачи хорошо помогла обходившая противника слева рота Павленко. Нужно отметить, что эта рота была несколько раз контратакована с фланга неприятельскими подразделениями и подверглась сильному минометному обстрелу. Выставив заслон против пехоты противника, Павленко, несмотря на все трудности, не отвлекся от выполнения своей задачи, а продолжал продвигаться вперед. Эта целеустремленность и смелое продвижение с открытым флангом дали ему возможность помочь роте Клочко. Как только Павленко убедился, что задача выполнена, он повел свою роту дальше под прикрытием артиллерийского огня и перерезал дорогу, по которой противник подбрасывал резервы. Благодаря этому маневру были перехвачены и уничтожены сорок машин с немецкой пехотой, спешившей к полю боя.

Таков один эпизод, показывающий, как взламывалась немецкая оборона. На других участках нашим бойцам, в частности противотанковой артиллерии и бронебойщикам, приходилось отражать контратаки танков врага и обходить некоторые узлы сопротивления.

В течение дня передний край обороны противника был вскрыт. Вошедшие в прорыв танки и пехота овладели опорными пунктами немцев в глубине обороны. Наши части, наступающие с севера, соединились с войсками, оборонявшими северную часть Сталинграда. Впервые боеприпасы были доставлены героическим защитникам города не через Волгу, а сушей. Укрепления, преграждавшие путь к славному гарнизону Сталинграда, больше не существовали. // П.Олендер.

☆ ☆ ☆

2. Сообщение корреспондента «Красной звезды» из Сталинграда

СТАЛИНГРАД, 20 ноября. (По телеграфу). В 13 часов 24 ноября все радиостанции действующих частей Сталинградского фронта приняли из эфира громкое «ура». Крики «ура», торжественные боевые возгласы, зовущие вперед на врага, слышались на протяжении десяти минут. Затем одновременно несколько голосов на разных волнах сообщили открытым текстом о том, что войска Красной Армии, наступающие с севера вдоль Волги, соединились с северной группой защитников Сталинграда в селе Латошанка.

Более двух с половиной месяцев часть, которой командует полковник Горохов, вела оборонительные бои против немецко-фашистских захватчиков на северных подступах к Сталинграду. Отражая яростные атаки врага с земли и с воздуха, бойцы и командиры покрыли себя неувядаемой славой. Они не отступали назад ни на один шаг, как и все защитники волжской твердыни. Лишь там фашисты могли продвигаться вперед, где в неравной борьбе с численно превосходящим врагом клали свои головы воины Красной Армии.

Месяц-полтора назад гитлеровцы отрезали часть, возглавляемую полковником Гороховым, от других защитников Сталинграда и все время старались прижать ее к берегу Волги. Немцы наседали на наших бойцов танками, сотнями автоматчиков, то и дело бросали авиацию. Атаки врага следовали одна за другой на протяжении многих дней и ночей. Иногда за спиной наших воинов оставались буквально десятки метров до реки, но они продолжали упорно обороняться, переходили в контратаки и отбрасывали врага. Часть выдержала наиболее тяжелые испытания и вышла победительницей. Она устояла, не сдав назначенные ей рубежи. Горы вражеских трупов по сей день лежат на том месте, где происходили эти кровопролитные бои.

С начала наступления наших войск севернее Сталинграда боевая активность защитников города поднялась еще выше. От обороны они перешли к дерзким вылазкам против фашистов. Утром 23 ноября полковник Горохов и его боевые соратники услышали артиллерийскую канонаду и шум приближающегося боя. Позже они увидели большое количество артиллерийских разрывов в расположении немецких позиций. В 11 часов разведка донесла о жарком бое за Латошанкой. Наблюдалось бегство отдельных фашистских групп за скаты высот юго-западнее этого населенного пункта.

Полковник Горохов отдал приказ поддержать огнем наступающих товарищей. Пулеметчики, минометчики, артиллеристы, автоматчики и все стрелки ударили мощной лавиной свинца и стали по отходящим гитлеровцам, а также и по тем, которые еще сидели в окопах перед передним краем. Враг, зажимаемый с двух сторон - с севера и с юга, - начал отступать на запад от Сталинграда.

В 12 часов 30 минут полковник Горохов выслал на передний край специальную разведку для установления связи с частью, двигающейся навстречу. Бойцы и командиры напряженно наблюдали из окопов за разведчиками, которые перебегали вперед от одного укрытия к другому. Все огневые точки, замолкшие в тот момент, были готовы защитить разведчиков огнем от нападения противника.

В это время сражение за Латошанкой усилилось. Уже отчетливо слышались родные крики «ура». Вдали показались первые красноармейцы со знаменем. Бойцы, защищавшие северную окраину Сталинграда, не выдержали и рванулись на врага. Прикладами, штыками, гранатами проложили они себе дорогу вперед, догнали разведчиков и вместе с ними встретили товарищей, наступавших с севера и уже овладевших Латошанкой.

В 13 часов на южную окраину латошанского сада первыми вышли со стороны части Горохова старший лейтенант Ткаченко, капитан Ершов, капитан Рябов, старший сержант Демьянов и красноармеец Большаков. Им вышли навстречу с боевым знаменем и горячо приветствовали их пробившиеся с севера майор Евсюков и капитан Штанько с группой красноармейцев. Начались крепкие рукопожатия, об’ятия, поцелуи впервые встретившихся, незнакомых, но родных людей. В воздух взлетали шапки, громкое «ура» раскатывалось вокруг. Слезы радости выступали на глазах у многих.

Полковник Горохов запросил по радио разрешение немедленно наступать на фашистов совместно с прибывшей на помощь частью. Генерал одобрил эту инициативу и поставил боевую задачу. В 14 часов обе части овладели группой высот западнее Латошанки. На безымянном холме были водружены два алых знамени. Это послужило сигналом для перехода к общему наступлению на северной окраине Сталинграда. // Л.Высокоостровский.
________________________________________________
Наше наступление в районе Сталинграда* ("Красная звезда", СССР)***
В.Гроссман: Направление главного удара ("Красная звезда", СССР)

************************************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Минометный расчет гвардии лейтенанта А.Каленова в боевом порядке стрелкового подразделения.

Снимок нашего спец.фотокорр. Ф.Левшина.





По примеру героев

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 26 ноября. (По телеграфу от наш. корр.). На одном участке северо-восточнее Туапсе группа из шестнадцати сапер под командой младшего лейтенанта Модина выполняла важное специальное задание. Тов. Модин провел беседу со своими бойцами, рассказав им об успешном наступлении наших войск в районе Сталинграда.

Несколько дней проработали саперы в напряженной обстановке, находясь под сильным огнем противника в 30-50 метрах от его окопов. Командование предложило сменить эту группу. Узнав об этом, красноармеец Азиев сказал:

- Под Сталинградом нашим бойцам драться куда труднее. Но они все преодолевают и громят фашистов. А у нас разве нехватит мужества? Я прошу оставить меня здесь по окончании работ.

С такой же просьбой обратились и все остальные саперы. Командование удовлетворило их просьбу.

________________________________________________
Герои Сталинграда* || «Красная звезда» №231, 1 октября 1942 года
К.Симонов: Дни и ночи || «Красная звезда» №225, 24 сентября 1942 года
К.Симонов: Солдатская слава || «Красная звезда» №214, 11 сентября 1942 года
В.Гроссман: Сталинградская битва || «Красная звезда» №253, 27 октября 1942 года

Газета «Красная Звезда» №279 (5343), 27 ноября 1942 года

осень 1942, битва за Сталинград, газета «Красная звезда», 1942

Previous post Next post
Up