Николай Тихонов. Великая победа под Ленинградом

Jan 28, 2020 14:35


Н.Тихонов || « Правда» №24, 28 января 1945 года

Войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов завершили прорыв мощной обороны немцев в районе Мазурских озёр и овладели городами Бартен, Дренгфурт, Растенбург, Райн, Николайкен, Рудшанни, Пуппен, Бабинген, Теервиш. Войска 1-го Украинского фронта заняли города Сосновец, Бендзин, Домброва Гурне, Челядзь и Мысловице. Войска 4-го Украинского фронта в полосе Карпат овладели городами Вадовице, Спишска Нова Вес, Спишска Стара Вес и Левоча.

Слава доблестной Красной Армии! Слава героям великого наступления!

# Все статьи за 28 января 1945 года.




Вечером 27 января 1944 года над зимними просторами великого города Ленина, над царственной Невой, над широкими улицами и площадями прокатились волны артиллерийского салюта.

Триста двадцать четыре орудия прогремели двадцать четыре раза в честь войск Ленинградского фронта и моряков Краснознамённого Балтийского флота, участвовавших в боях за освобождение Ленинграда от блокады.

Залпы салюта гремели в честь мужественных и стойких ленинградцев, которые своим героическим трудом и беспримерной выдержкой, пройдя через все небывалые испытания, ковали оружие победы, отдавали все силы борьбе за родной город в течение почти тридцати месяцев, не имевших примера в истории.

Великий Сталин в своём приказе 23 февраля 1944 года сказал: «Великая победа одержана советскими войсками под Ленинградом. Наши войска взломали мощную систему долговременных, глубоко эшелонированных укреплений противника, разгромили сильную группу немецких войск, полностью освободили Ленинград от вражеской блокады и варварских артиллерийских обстрелов».

Так кончилась жестокая долгодневная битва у стен города Ленина. Так немецкие варвары потерпели полный разгром там, где они вначале искали мирового триумфа. О ленинградский гранит разбилась мутная волна вражеского нашествия.

В несколько раз немецкие силы превосходили численностью силы защитников Ленинграда. Бой не прерывался ни днём, ни ночью. Ожесточение достигло предела. Великий порыв сопротивления соединил в одно Красную Армию и жителей славного города. Сотни тысяч ленинградцев, не жалея трудов и не боясь обстрелов и бомбёжек, вышли на боевые рубежи. Они строили укрепления. Они строили их осенью сорок первого года, они строили их всю долгую блокаду, воздвигая линию за линией, каждый дом превращая в укрепление.

Были созданы полки народного ополчения, которые сражались с мужеством испытанных воинов. Корабельная артиллерия сметала целые подразделения немцев, неся смерть за десятки километров. Лётчики боролись за ленинградское небо, расстреливая врага, тараня его с небывалым мужеством и бомбя его на земле. Зенитчики показали высший класс отражения воздушных атак.

Поистине легендарны были эти битвы за каждый вершок ленинградской земли. Пулковская высота возвышалась, как стена, у подножия которой отбивались один за другим приступы врага. Её вершина походила на вулкан, окутанный огненными смерчами, форты южного берега, как дредноуты, вкопанные в землю, громили врага, рвавшегося на побережье Финского залива.

Город бомбили и обстреливали ежедневно. Тревоги длились по нескольку часов. Но Ленинград был неприступен. Железные большевики Ленинграда, руководимые славным учеником великого Сталина - Андреем Александровичем Ждановым, об’единили всё население в едином боевом порыве, которого никакой натиск врага не мог разбить. Город давал фронту всё для битвы, для обороны.

Сыны всех народов Советского Союза сражались за любимый город советского народа, не жалея жизни. Город-фронт вдохновлял своим мужеством бойцов других фронтов.

Он первый остановил гитлеровские полчища, и враг в ярости изобретал всё новые планы его покорения. Не вышло со штурмами, - враг решил задушить его голодом. Не удалось, - враг подтянул силы, новую тяжелую артиллерию, собрался на новый приступ. Руководители Красной Армии разрушили его планы, предупредив его наступление своим, - и снова одиннадцать дивизий немцев пали, не достигнув цели.

Под городом месяц за месяцем с редкими затишьями шло непрерывное сражение.

Прошёл год блокады, начался другой. Немцы укрепляли свои позиции, как умели, а умели они хорошо. Их страшил город, их страшили его славные бойцы. Немцы думали отсидеться за укреплениями, сооружёнными лучшими инженерами. Но настал день - и в великом порыве бросились на штурм наши воины, и закипела новая страшная битва на левом берегу Невы. Идя навстречу ленинградским братьям, бросились в бой, на прорыв блокадного кольца полки Волховского фронта.

После яростной битвы блокада Ленинграда была прорвана.

Бои отодвинулись к Синявинским высотам и Мгинским болотам. Мы твёрдой ногой стали на левом берегу Невы. Ленинград праздновал победу.

Это было в историческую ночь 18 января 1943 года. Ленинград получил прямую связь с Большой землей.

Дух ленинградцев ещё более укрепился после победных боёв по прорыву блокады, а великая победа под Сталинградом, победы на Дону, в предгорьях Кавказа наполнили сердца ленинградцев гордостью.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Но враг продолжал стоять под Ленинградом. И снова начались дни боевых испытаний. Враг, прижатый к земле, закопался, засел за бетонные стены, и в голове фашистских руководителей возник новый адский план: уничтожить город и перебить его жителей непрерывным артиллерийским обстрелом. Немцы стали обстреливать Ленинград ежедневно - и днём, и ночью.

Снаряды рвались на улицах, в жилых домах, попадали в памятники старины, в театры, музеи, больницы, детские дома, госпитали, трамваи, убивали женщин, детей, стариков. Всего за время осады немцами было выпущено по Ленинграду более 150.000 одних тяжёлых снарядов.

Но ленинградцы продолжали работу на победу. Но они копили пламя испепеляющей мести. Весь фронт был охвачен жаждой расквитаться с немцами, уничтожить их, прикончить их под Ленинградом.

День и ночь готовились воины Ленинградского фронта к тому часу, когда по приказу Маршала Сталина они перейдут в решительное наступление.

И этот час настал.

Невиданной силы артиллерийский огонь потряс воздух. В Ленинграде привыкшие ко всякого рода канонадам люди смутились силой такого, почти стихийного грохота. Венец пламени не вспыхивал, а стоял, не исчезая, вокруг города.

Войска генерал-лейтенанта Федюнинского начали наступление с целью овладеть селением Кипень и соединиться с войсками генерал-полковника Масленникова, наступавшими от Пулкова.

Немцы превратили всё пространство между линией фронта и Гатчиной в сплошной укреплённый район. Каковы были эти укрепления, можно судить по тому, что на участке в два километра по фронту имелось 14 противотанковых орудий в дзотах, артиллерийская батарея - зенитная, 10 миномётных батарей, 19 пулемётных дзотов, 4 пушечных дзота с бронированными колпаками и 60 землянок и блиндажей, приспособленных для стрельбы.

image Click to view



Бетон и сталь - вот что встречало атакующих на любом метре этих укреплений, за которыми на расстоянии семи километров начиналась новая такая же линия.

Всё смёл натиск воинов Ленинградского фронта. Первое слово имела артиллерия. Неистовый вихрь ревел над немецкими укреплениями. Куски бетона перемешались с брёвнами разрушенных дзотов, с клочьями опалённых немецких мундиров. Этот вихрь бил точно по целям, и взлетали на воздух минные поля, клубы колючей проволоки. Земля стала чёрной, снег исчез.

И тогда гвардейцы Симоняка западнее Пулкова и автоматчики Федюнинского южнее Ораниенбаума пошли на немецкие окопы. В это же время одетые во всё белое части Волховского фронта пошли прямо по льду озера наперерез дороги Шимск-Новгород. Ожил весь фронт.

Грохот боя всё возрастал. Бой уже шёл по всей дуге от залива, через Кипень, Красное Село, к Пушкину, к Колпину, перекатывался в Мгинские и Синявинские болота, уходил по всей линии на юг. Там уже в Новгород врывались части Мерецкова. Немцы, отброшенные в леса, выходили группами на дорогу, но на дороге патрулировали наши танки. Истребители и штурмовики настигали отступавшие немецкие части, вышибали из строя их передние и задние машины, тем самым загораживая дорогу. Тогда немцы бросали всю технику и бежали.

В центре кипел страшный бой за Воронью гору, где находились немецкие наблюдательные пункты, а во всём районе стояли тяжёлые и сверхтяжёлые орудия, обстреливавшие Ленинград. И даже в эти часы, среди ада несмолкающего сражения, последние оголтелые гитлеровцы посылали последние снаряды по Ленинграду, не целясь, в последней смертельной разбойничьей злобе. Но уже всюду наши воины одну за другой захватывали эти батареи, вытаскивали из блиндажей фашистских злодеев, лица которых были перекошены от страха. Иные взятые в плен немецкие артиллерийские офицеры униженно просили удостоверить, что их пушки не могли стрелять по Ленинграду. Они понимали прекрасно, что́ такое обстрел Ленинграда, и страшились возмездия. Воронья гора щетинилась проволокой и дзотами. По её обледенелым склонам взобрались наши геройские бойцы, и после ожесточённой схватки Воронья гора стала нашей.

Пока шли бои в районе Красное Село-Ропша-Кипень, войска Ленинградского и Волховского фронтов обрушились на немецкую группировку в неприступном районе Мги. 21 января 1944 года Мга была взята штурмом, и войска пошли на Тосно, перерезая пути отступления немецкой группе войск, ещё державшейся в районе Усть-Тосно, у берега Невы. Немцы начали оттягивать свои силы в район Пушкина, где ещё было спокойно.

Весь левый фланг немцев между Петергофом и Пушкином уже не существовал. Правый - находился в опасном положении, подрубленный и с юго-востока, и с востока. Но немцы ещё держались в центре - в Павловске и Пушкине.

Здесь были могучие укрепления и бесчисленные мины. Вырубив вековой парк, немцы сделали ряды мощных завалов. Но судьба этой немецкой группировки была предрешена.

Части, наступавшие к Гатчине, отрезали немцам возможность отступления на запад, и пути на юго-запад были уже под угрозой нашего обходного движения. Советские воины, обуреваемые яростью и местью, стремились освободить город Пушкин, и 24 января они ворвались в Пушкин и Павловск.

На каждом шагу встречали наши бойцы следы диких зверств и разрушений. Опустелые города, разрушенные памятники нашей старины, развалины, пожарища - всё это ожесточало сердца, всё это призывало к беспощадному истреблению врага.

Бои уже перекинулись к Гатчине, узловому пункту сопротивления.

Немцы подбросили резервы к Гатчине, но и тут наши изолировали их гарнизон и в уличных боях истребили его.

Наши части изумительно маневрировали, не давая врагу ни опомниться, ни заново перегруппировать силы. Так, гвардейский корпус Симоняка, повернув на запад, перекинул свой удар в район нижнего течения реки Луги и захватил Кингисепп. В это же время сильно укреплённый район - города Луги - был обойдён со стороны Батецкой и атакован в центре. 12 февраля Луга пала. На пути к Пскову был ликвидирован сильнейший узел обороны.

Сколько проявлено уменья, отваги, беззаветной храбрости! Коммунисты шли в первых рядах. Опытные воины вели молодых бойцов. Никто не жалел своей жизни, соревнуясь в доблести.

Так дрались в те незабвенные дни войска генералов, ныне маршалов Говорова и Мерецкова. Двенадцать дней продолжалась эта битва. Линия немецких укреплений была прорвана на всём протяжении фронта, пали все важнейшие узлы сопротивления. Были освобождены города: Красное Село, Ропша, Урицк, Пушкин, Павловск, Мга, Ульяновка, Гатчина и другие. Немцы были отброшены на 65-100 километров от Ленинграда. Стальное кольцо немцев перестало существовать.

Немцы дрались жестоко, и все-таки основные силы их 18-й армии были уничтожены. В результате месячных боев тяжелое поражение понесли 11, 21, 24, 58, 61, 121, 126, 170, 212, 215, 225, 227, 290 пехотные дивизии, 8 и 28 легкопехотные, 1, 9, 10, 12, 13 авиаполевые дивизии. полицейская дивизия СС, испанский легион, танково-гренадерские дивизии СС «Нидерланды», «Нордланд», «Фельдхернхалле», а также 12-я танковая дивизия.

Вся крупная артиллерийская группировка тяжёлой артиллерии, которая так долго, злобно и кроваво била по Ленинграду, была разгромлена и попала в плен.

Смелое советское наступление, могучее и рассчитанное, прекрасные действия воинов всех родов оружия, инициатива, уменье найтись в любом положении, уменье сокрушать самые сильные укрепления - это всё то новое, что явилось доказательством неоспоримого превосходства новой, советской школы военного дела, школы великого Сталина. Он предначертал этот гениальный план победы под Ленинградом.

Воины Ленинградского фронта, моряки Балтики оправдали доверие советского народа.

Ленинград стал свободен навсегда от блокады, от немецкой угрозы, от обстрелов. Ленинградцы поклялись победить - и они победили. Они победили под знаменем Ленина-Сталина в городе великого народного вождя, в городе, любимом всей страной!

Вот почему гремел торжественный салют из 324 орудий, ударивших 24 раза в честь великой победы под Ленинградом год тому назад, зимним вечером 27 января!

Ленинград был городом-фронтом, где каждый ленинградец нашел свое боевое место.

Люди великого города победили своим большевистским мужеством, которое дало им силы трудиться для дела победы, несмотря на все тягчайшие опасности.

Люди великого города проявили такой героизм, который останется в поколениях примером высочайшей преданности Родине. Ленинградцы проявили такую дисциплину и стойкость, которые превратили их в смелых и сильных духом воинов, прорвавших кольцо блокады и уничтоживших немецкие орды.

За эти выдающиеся заслуги Родина наградила Ленинград самой высокой наградой - орденом Ленина.

На груди города-героя блестит орден боевого Красного Знамени за разгром Юденича, теперь к этому славному ордену прибавился другой, славнейший, - это великая радость для всех ленинградцев, это великое удовлетворение.

Из огня небывалой битвы встал Ленинград еще более могучим, еще более прекрасным. Бедствия и битвы закалили его. Свет новых бессмертных дел озарил его облик. Подвиг города есть подвиг народа, народа, который уверенно идет к окончательной победе над своим смертельным врагом. // Николай Тихонов.

************************************************************************************************************
Ленинград сегодня. На углу Невского проспекта и канала Грибоедова.

Фото Д.Трахтенберга.



______________________________________________
Мужество и доблесть Ленинграда ("Красная звезда", СССР)
Бессмертный подвиг города-героя ("Известия", СССР)
О.Берггольц: Этот день будет ("Известия", СССР)
Л.Говоров: Бои за Ленинград* ("Ленинградская правда", СССР)
Н.Тихонов: На историческом рубеже ("Вечерняя Москва", СССР)
Вс.Вишневский: Его защищали балтийцы ("Вечерняя Москва", СССР)

Газета «Правда» №24 (9795), 28 января 1945 года

январь 1945, блокада Ленинграда, Николай Тихонов, зима 1945, 1945, газета «Правда»

Previous post Next post
Up