Воздушные десанты и борьба с ними

Jun 27, 2019 09:18


М.Спирин || « Известия» №150, 27 июня 1941 года

В упорных боях с фашистскими разбойниками Красная Армия доблестно защищает наше священное отечество. Весь народ, не покладая рук, не щадя сил, кует победу над зарвавшимся врагом. Мы знаем - нам предстоит суровая борьба. Но мы знаем также, что враг будет разбит.

# Все статьи за 27 июня 1941 года.

image Click to view



Успех борьбы с воздушными десантами обеспечивают методы и возможности, которыми в полной мере располагают Красная армия и советский народ.

Наиболее эффективный метод борьбы - совместные действия воинских частей и населения; цель - уничтожить десанты полностью.

***

На первом этапе войны (Норвегия, Бельгия, Голландия) десанты применялись германскими фашистами как вспомогательное средство. В дальнейшем (особенно это видно на примере операций на острове Крит), враг использовал воздушные десанты, как основную силу.

Десанты должны были, захватывая переправы на водных рубежах (Голландия и Бельгия), обеспечивать беспрепятственное движение своих танковых и моторизованных частей по территории противника. Захватывая важные укрепленные пункты и промышленно-политические центры малых государств, десанты стремились разрушить железнодорожные магистрали и линии связи, чтобы воспрепятствовать подвозу резервов и нарушить управление войсками.

Гитлеровские разбойники способствовали созданию легенд об успехах своих воздушных десантов, тщательно скрывая условия и причины этих «успехов». А таких причин было несколько. Остановимся на них подробнее.

В малых странах действовали целые армии шпионов. Они еще до прилета воздушных десантов нарыли им окопы для пулеметов у Роттердама и Гааги. В Осло по случаю встречи десантов банда шпионов подготовила целое торжество, на котором с приветственной речью выступил полковник немецкого генерального штаба, который до того был «просто» немецким торговым представителем в Норвегии.

Способствовала «успеху» немецких десантов военная неподготовленность мирного населения, армий и территорий, подвергшихся нападению фашизма.

Появление воздушных десантов было неожиданностью, приведшей в растерянность многих военных руководителей. Им пришлось организовать борьбу с врагом на два фронта, не будучи к этому подготовленными.

Последняя из основных причин «успехов» немецких десантов - исключительное неравенство в силах нападающих и подвергшихся нападению. Правительства малых стран по существу отказались призвать свой народ для борьбы с воздушными десантами и оказались не в состоянии бросить большие технические средства на их подавление.

Германские воздушные десанты применяли и пытаются применять сейчас следующие методы.

Прежде всего сразу в нескольких пунктах, но не везде равными группами выбрасываются десанты на парашютах. Там, где предполагается развитие крупной операции, парашютисты стремятся захватить аэродромы или удобные поля для посадочного десанта, осуществляемого путем посадки транспортных самолетов, в основном «Юнкерсов-52», перевозящих до 20 человек и тяжелое вооружение.

Наиболее опасен крупный десант. Но и мелкие группы парашютистов представляют угрозу, особенно для железных дорог и линий связи, так как даже один человек, имеющий достаточное количество взрывчатых веществ, может вызвать крушение поездов, подорвать отдельные здания и т.д.

Транспортируя парашютные десанты, враг прикрывал своими истребителями полет к месту выброски, а также и самую выброску. Вражеские парашютисты прыгают с малых высот, примерно с 100-150 метров, и в воздухе после выброски находятся максимум 15-20 секунд. При этом они имеют только пистолеты. Остальное вооружение - винтовки, легкие пулеметы, пулеметные ленты и др. сбрасывается с самолетов в парашютных коробах и мешках.

Во многих случаях фашисты одевают парашютные группы в форму своего противника или в гражданское платье. (На нашу территорию противник выбрасывал мелкие группы в форме советских милиционеров).

После приземления вражеские парашютисты прежде всего стараются создать панику среди населения. Захватив отдельные телефонные аппараты, они, как показывает пример Бельгии и Голландии, передают ложные распоряжения, якобы исходящие от местных властей или военного командования.

Чтобы быстро распространить свои действия на больший район и уйти от немедленного преследования, противник, как правило, стремится захватить автотранспорт.

Во время операций на Западе фашисты обманывали посты, оборонявшие мосты, прикидываясь частью, которая якобы пришла сменить караул. Улучив выгодный момент, они набрасывались на постовых и уничтожали их.

При захвате аэродромов противник действовал по-разному. В основном же применялся метод комбинированных действий. При этом в районе аэродромов выбрасываются несколько групп парашютистов общим количеством от 150 до 400 человек. Приземлившись и разобрав выброшенные оружие и боеприпасы, группы атаковали аэродромы, уничтожая в первую очередь линии связи, а потом уже захватывали аэродром, уничтожая живую силу обороняющихся.

Захватив аэродром, парашютные группы вызывали по радио или через самолеты, дежурящие над этим аэродромом, группы посадочного десанта, которые в это время находились в воздухе на транспортных самолетах.

В отдельных случаях противник без предварительной выброски парашютных групп сразу осуществлял посадку транспортных самолетов на выбранный аэродром или подходящее поле.

Для выброски или высадки воздушных десантов германцы избирают разное время суток. Так, в Норвегии, Голландии и Бельгии десанты выбрасывались только днем. В борьбе же за остров Крит враг прибегал к ночным операциям.

Гитлеровцы использовали для воздушных десантов также планерные эшелоны. По данным Критской операции. 13-20-местные германские планеры могут буксироваться не только многомоторными самолетами, но и мощными истребителями. Кроме сухопутных, враг имеет гидропланеры, которые могут взлетать с суши, а садиться на воду. Они снабжены маломощными лодочными моторчиками, запустив который можно подплыть к берегу реки, озера или морскому побережью. Наземные действия десантников планерных эшелонов ничем не отличаются от действий парашютных и посадочных групп.

* * *

Практика борьбы с десантами, осуществлявшаяся до сих пор противниками фашистской Германии, дает нам в руки много проверенных в действии методов, которые следует использовать.

Во-первых, части нашего воздушного флота всегда дадут сведения о подготовке к выброске десантов. Английские разведчики, например, еще за 5 дней до Критской операции обнаружили подготовку десантов на целом ряде оккупированных аэродромов Южной Греции, а в ночь с 16 на 17 мая английские бомбардировщики уже бомбили эти десанты на их же территории.

Большую роль в борьбе с десантами играли посты наблюдения, которые располагались от самой линии фронта до глубокого тыла. Полет групп транспортных самолетов сразу обнаруживался этими постами, и они немедленно передавали по телефону и радио необходимые сведения. Следовательно, при обнаружении десанта в воздухе нужно сразу же передавать по проводам и радио донесение воинским частям, авиации и местным органам власти. Они должны быть кратки и ясны. Своевременная подача сведений во многом определяет успех борьбы с десантами.

Обнаружив немецкие десанты, готовящиеся против Крита, англичане сразу подтянули к аэродромам войска, а на аэродромах и полях, которые могли быть захвачены десантами, провели целый ряд защитных мероприятий: вырыли борозды-канавы, препятствующие посадке самолетов. Врыли столбы, наставили телеги и выведенные из строя автомашины. На широких дорогах, допускающих посадку, разбросали бревна, сделали искусственные насыпи. Усилили посты наблюдения. На аэродромах и в окрестных районах, кроме пулеметов, поставили пушки. И не случайно фашистам в течение пяти суток так и не удалось захватить отдельных аэродромов, пока обороняющийся сам не оставил их. При этом немцы понесли жестокие потери.

В борьбе с парашютистами англичане действовали преимущественно ружейно-пулеметным огнем, стремясь уничтожить их на месте. В борьбе же с посадочными десантами они стремились всеми средствами подбить те самолеты, которые первыми делали посадку. Если первые самолеты разбивались (к этому стремились обороняющиеся), они загромождали летное поле, и дальнейшая посадка транспортных самолетов становилась невозможной. Немцы вынуждены были искать новые места высадки, т.-е. фактически ранее намечаемый план ломался.

Как только парашютисты под прикрытием своих истребителей сосредоточивались, чтобы убрать подбитые самолеты, по ним открывался огонь, наносивший десантникам тяжелый урон. Большую роль в этом играли подвижные резервы - пехота с пулеметами, а иногда и с артиллерией, посаженная на машины. Уничтожив одну группу парашютистов, она принималась за другую.

Защитники Крита стремились также лишить противника возможности выйти из района, где он выбросился. Очень важно не дать в руки десанта исправный автотранспорт и другие средства передвижения. Англичане, готовясь к борьбе с фашистскими десантами, не оставляют на ночь машины с бензином в баках, в отдельных случаях снимают и прячут колеса с машин. При внезапном появлении парашютистов исправные автомашины подлежат немедленной порче. В Англии созданы целые истребительные отряды велосипедистов, мотоциклистов и сверхметких стрелков. По мнению английских военных специалистов, очень важным является умелое использование средств связи. Телефонные переговоры должны быть сокращены до минимума. Всякие подозрительные вызовы и разговоры нужно немедленно прекращать, а если есть данные на обнаружение врага, об этом нужно немедленно сообщать по назначению.

Все эти мероприятия англичан, хотя полностью и не проверенные, все же представляются нам заслуживающими внимания.

Враг уже попытался применить против нас свои десанты. Он выбросил их целую серию и в разных количествах. Но, как и нужно было ожидать, они все до единого уничтожены. Их била наша славная авиация и в первую очередь героические истребители. Их били наша пехота и артиллерия. Активнейшую помощь в уничтожении врага оказали трудящиеся.

По решению правительства в тылу наших армий созданы специальные истребительные батальоны. Наши славные чекисты используют свой огромный опыт борьбы с коварным врагом и обрушат на него смертельные удары.

Пусть черная фашистская свора запомнит, что «пятая колонна», которую они создавали на нашей территории, уничтожена.

Пусть гитлеровские звери зарубят себе на носу, что советский народ един, сплочен вокруг своего советского правительства. Что мы применим средства, вдесятеро более эффективные, чем до сих пор знали фашисты.

Мы знаем, что борьба с фашистскими ордами будет нелегка. Но мы готовы встретить врага по-нашему, по-советски. Наш лозунг в борьбе с фашистской нечистью краток и ясен: уничтожить врага! // Полковник М.Спирин.

______________________________________________
М.Спирин: Советский воздушный десант* ("Красная звезда", СССР)
С.Тюльпанов: Парашютная дивизия в... окопах* ("Красная звезда", СССР)
Д.Грендаль: Борьба с воздушными десантами врага* ("Красная звезда", СССР)
Правда о немецкой парашютной дивизии под Ленинградом ("Красная звезда", СССР)*:

Газета «Известия» №150 (7526), 27 июня 1941 года

июнь 1941, газета «Известия», 1941, лето 1941

Previous post Next post
Up