Мудрецы видели в Хануке «еврейского преемника» древнего праздника зимнего солнцестояния. С другой стороны, язычники, а потом и христиане наполнили эти дни своим содержанием, и эти языческие и христианские мероприятия стали совершенно неприемлемы для евреев. Но если праздник оказывается неискоренимым, может быть, у этого явления есть какой-то глубокий смысл? Мне смысл этот видится в связи с талмудическим рассказом, приведенным в трактате «Авода зара». Рассказ этот появляется в контексте обсуждения списка языческих празднеств, во время которых евреям запрещено вступать в деловые отношения с неевреями, чтобы косвенно не принять участия в идолопоклонническом действе
«Сказал рав Ханан бар Раба: календы - восемь дней после солнцестояния, сатурналии - восемь дней до него. <...> Учили мудрецы: когда увидел Адам, первый человек, что день становится все короче и короче, сказал он себе - горе мне, похоже, из-за моего греха мир погружается во тьму и возвращается в хаос! Видимо, это и есть смерть, на которую осужден я! Просидел он восемь дней в посте и молитве. Когда прошел день солнцестояния, начал день удлиняться, то сказал Адам: нет, это так мир сотворен. Устроил он праздник восемь дней, а на следующий год праздновал он и первые восемь дней, и вторые. Адам установил праздник во имя Небес, а они [язычники] - отмечают его во имя идолов».
Календами в Риме назывались первые дни каждого месяца, однако здесь Талмуд имеет в виду бурное празднование январских календ (1-5 января). Сатурналии же, праздник в честь бога Сатурна, отмечали с 17 декабря. День зимнего солнцестояния, согласно этому отрывку, выпадал на 25 декабря (вместо 22-го). Это объясняется, видимо, тем, что 25-го числа римляне отмечали сначала «день рождения Солнца Непобедимого», а в более поздние времена - Рождество.
Если эти дни связаны с празднованием, восходящим еще к первым людям на Земле, то день этот должен носить всечеловеческий внеконфессиональный характер. Ханука - наш, еврейский праздник, который никак не может стать праздником «сыновей Ноаха». Может быть, такой праздник еще разовьется из этого самого Нового года? Может, поэтому он никак не отмирает даже и на святой земле Израиля - при всей кажущейся несуразности и неуместности?
і деякий офф-топ іншого автора, який також пропонує тему адаптації святкування Нового року в юдейській традиції:
Хочу завершить эти заметки отрывком из мидраша Ялкут Шимони, который Любавический Ребе вспоминал 22 года назад, когда весь мир с напряжением следил за развитием событий в Персидском заливе. В мидраше рассказывается о войнах, которые будут вестись в преддверии прихода Мошиаха, когда, среди прочих событий, «владыка Персии ссорится с владыкой арабов» - что звучит очень актуально на фоне усиливающегося шиитско-суннитского конфликта. И вот в атмосфере всеобщей паники, охватившей в том числе и евреев, Всевышний обращается к ним со словами утешения: «Сыновья мои, не бойтесь. Все, что Я сделал, Я сделал ради вас... Пришло время вашего избавления». Это важный ключ для анализа происходящих событий: научиться различать черты будущего преобразования мира в направлении добра и гармонии.