Сельское поселение Казым находится на северо-западе Югры. В состав муниципального образования входят несколько деревень и обширные территории бассейна верхнего течения реки Казым общей площадью около 400 кв. км. Общая численность проживающих - 1500 человек. Большинство населения (более 1000 чел.) составляют коренные жители края - ханты.
По преданиям хантов, духом-хранителем этих территории является КАЗЫМСКАЯ БОГИНЯ. Их заботливая покровительница может принимать несколько священных образов. Один из них - ЧЕРНАЯ КОШКА. Именно поэтому местные жители называют свой край -
Землей Кошачьего Локотка (Кань Кунш Олан).
Кошку, как животное, ханты называют словом "КАТИ". Но когда имеется в виду Кошка-Богиня, то ее именуют "КАНЬ". А коми-зыряне (соседи хантов) кошку всегда называют "КАНЬ".
Считается, что облик Черной Кошки Казымская Богиня принимает в тех случаях, когда ее людям угрожает серьезная опасность. Тогда разъяренная Кань выбегает навстречу врагу и поднимает "светлой озерной воды волне, подобную саблю". В гневе черная защитница казымцев невероятно страшна. Враги в ужасе отступают, а благодарные люди одаривают свою защитницу благоговейным почитанием.
Священная Кошка может быть совершенно черной или с белой грудкой. А при наступлении всемирного потопа обязательно поможет спастись серая Кань. Вот как об этом говорится в Священном предании: "Если сделаешь плот в семь бревен и посадишь на него серую Кошку, то обязательно останешься жив".
Хочется верить, что всемирный потоп и прочие разрушительные катаклизмы Земле в ближайшее время не грозят. Хотя на этот счет и существуют неутешительные прогнозы современных аналитиков. Но, надеюсь, что КОРС-ТОРУМ (Бог-Криэйтор хантов) не допустит гибели человечества. Или же на всякий случай всем нам стоит запастись серыми Кань?
Убивать кошку у хантов строго запрещено. А когда это Священное животное умирает, то ее хоронят со всеми подобающими почестями. Тело оборачивают новой тканью, затем изготавливают "гробик" - сколачивают ящичек или применяют готовый. В него кладут пищу, "кусочек прикусив, на тот свет (букв.: на то небо) пусть идет".
Гробик заколачивают и вывешивают на дерево. Если люди живут в поселке, то всех кошек хоронят в одном месте, например в д. Юильск существует специальное "кошачье кладбище". Жители стойбищ уносят умерших животных "в чистое место", в направлении от задней стенки жилья.
Когда ханты говорят о кошке, как об образе Богини, то используют особый сакральный "кошачий" язык. К каждому слову предложения прибавляется окончание "-ен". На коми-зырянском диалекте "ЕН" означает Бог.
Например, фраза "Пришла Кошка - Богиня" будет звучать так: "Кани-ен тами-ен юхты-ен". Здесь "кани" - Кошка-Богиня, "тами" - эта, "юхатты" - приходить.
Почему же ханты считают своей защитницей именно Черную Кошку? Историки и этнографы пока оставили этот вопрос открытым. Но, возможно, когда-нибудь станут всеобщим известны древние предания, объясняющие истоки возникновения этого культа. Или же эта Божественная тайна и не должна открыться людям непосвященным? Но, в любом случае, Казымская Богиня защищает своих людей и всячески помогает им.