На днях в Москве подросток, поссорившись с отчимом, поджёг у себя дома канистру с бензином, в результате чего погибли двое соседей - мать с дочерью - которые вообще были ни при чём.
По этому поводу наверняка поднимут хай на тему того, что подрастающее поколение вконец от рук отбилось, требует более жёстких мер, и куда вообще наш мир катится?
Такие разговоры меня всегда жутко бесят. Мне трудно представить, чтобы кто-то стал жечь канистру только оттого, что он де от рук отбился, на шею сел и с цепи сорвался. Нет! Канистра - это жест отчаяния. Это знак того, что ребёнок чувствует себя вконец затравленным и не видит других способов выразить свой протест.
По-моему, это принципиально важное условие для выживания - иметь такую бронекапсулу, которую бы ни под каким предлогом не смогли пробить твои наиболее вероятные благопожелатели. Иными словами - иметь возможность сказать «НЕТ», которое обладало бы окончательной силой, как в айкидо - хлопание по татами, после которого спарринг-партнёр должен без вопросов остановиться. Мой подростковый опыт говорит о том, что на тебя всем плевать - хлопай, не хлопай, хоть весь ухлопайся, хоть волком вой, а никто и не подумает перестать выкручивать тебе руки.
Прежде всего, просто потому, что у меня не было канистры. Если бы была, я бы вполне мог и поджечь - внутренне я был к этому близок.
Во-вторых же, потому что даже в самые тяжёлые периоды, когда во всём остальном я чувствовал себя полностью уничтоженным, в «физическом» или «материальном» плане у меня всё равно сохранялось ощущение некого базового благополучия - что у меня в любом случае останется горячий ужин, тёплая кроватка и книжка, чтобы почитать перед сном. Как бы плохо ни было, я всё равно имел возможность продолжать существование хотя бы на самом низшем «животно-растительном» уровне: поел - поспал - поел… На это всерьёз никто не покушался.
Здесь я усматриваю определённую космическую справедливость и вселенскую симметрию:
в материальном плане я с самого рождения оказался вполне обеспечен просто в силу того факта, что я - житель столицы в четвёртом поколении,
зато в социально-психологическом плане я оказался по сути нищим «дитём подземелья» вышвырнутым на улицу и был вынужден долго и тяжело, полагаясь только на свои силы и не имея достаточной поддержки со стороны, завоёвывать себе место под солнцем. Разумеется, это стало возможным только за счёт того, что чисто материальные проблемы меня никогда всерьёз не беспокоили.
А у кого-то бывает ровно наоборот: он с детства получает хороший стартовый капитал в плане адаптированности и самооценки, что позволяет ему успешно справляться с материальными проблемами.