Westinghouse и "Энергоатом" договорились о поставках ядерного топлива до 2020 г.. Росатом не в восторге, что понятно - уходят сотни миллионов долларов. Для справки: ежегодные закупки ядерного топлива госпредприятием "Энергоатом", объединяющим все украинские АЭС, у российской компании "ТВЭЛ" составляют порядка 550 млн долл.
Кириенко выдает дипломатическую формулировку: "...если решение о загрузке (топлива) принимается после проведения проверки, дополнительных испытаний, - это нормально. Если оно принимается после смены руководителя (атомного надзора), то это, конечно, вызывает опасения с точки зрения того, что это не техническое решение, а политическое"...
Однако ж нигде в прессе, да и в самом расподробном пресс-релизе Росатома не объясняется, а чем же, собственно, политическое решение хуже технического. А хуже оно тем, что чревато.
Вестингауз далеко не новичок на украинском энергорынке. Еще в 2008 году, с украинским "Энергоатомом" был подписан контракт на поставку топливных сборок американского производства (ТВС-W) для "советских" реакторов ВВЭР1000 Южно-Украинской АЭС. Уже тогда у специалистов эта сделка вызвала неоднозначную реакцию, ведь буквально за несколько лет до этого американцы имели опыт имплантирования своего топлива в не свои реакторы на территории Чехии, и опыт крайне неудачный. Когда в 2007 из реакторной зоны АЭС «Темелин» выгрузили заокеанские тепловыделяющие сборки, то они, мягко говоря, были не в лучшем виде. Чешские атомщики решили не рисковать и, от греха подальше, вернулись к российским ТВЭЛам.
Вообще, в атомной энергетике, негласно действуют два принципа, один медицинский - не навреди, а второй авиационный - разумная степень новизны. Отсюда и сам процесс внедрения новых сборок превращается в очень муторное и долгое дело. Вначале в реактор загружают всего несколько (7-8 шт.) изделий новой конструкции\производства, дают ему поработать несколько лет и в разных зонах реактора, достают - смотрят, что и как, если замечаний нет, то опять загружают. В итоге решение о переходе на новое топливо может быть принято лет через десять, а то и позже. Вот так бывает, если идти "техническим" путем.
А вот если "политическим", то после темелинской неудачи, Вестингауз пробивает новый контракт уже на Украине, и в 2010 году в активную зону реактора Южно - Украинской АЭС загружается сразу 126 сборок! Мир замер в ожидании. И не зря. Американские кассеты "пошли винтом".
Среди основных недоработок сборок в отчете комиссии выделены следующие: ненадежность дистанционирующих решеток, неудачная конструкция хвостовиков и, наконец, неудачная конструкция пружинного блока головки сборки. Стоит отметить, что не все сборки, конечно, оказались непригодными к эксплуатации. "Живые" были загружены обратно в реактор, остальные заменили российским. По предварительным подсчетам, из-за вынужденного простоя двух блоков Южно - Украинской АЭС «Энергоатом» недополучил около 75 млн. долларов. Плюс, непосредственно топливная составляющая, которая, по самым грубым оценкам, составляет около 100 млн. долларов без учета затрат украинского «Энергоатома» на решение проблемы с облученным и свежим топливом ТВС-W, а также необходимость замещения этого топлива российским.
Казалось бы, ну вот сейчас-то урок усвоен. Атомный надзор Украины запретил использование топлива компании Westinghouse на украинских атомных станциях. Россия и Украина договорились о строительстве на Украине еще двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС и завода по производству ядерного топлива в Кировоградской области, более того 9 сентября минувшего года на строительной площадке уже начались физические работы, на 80% произведено оборудование для этого предприятия.
Но сегодня новый министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан сообщил, что с Westinghouse подписывается контракт на загрузку топлива компании в три украинских атомных энергоблока.
В качестве эпилога, тоже из утренних новостей:
Czech Republic cancels nuclear reactor project with Westinghouse - передает чешский портал Триблайн. Посольство США в Праге заявило, что правительство Соединенных Штатов “глубоко разочаровано” этим решением. Чешское правительство на этой неделе отказался предоставить финансовые гарантии для этого проекта.